Ксения Пичкурова
Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачастую координация усилий специалистов, работающих в группах компенсирующей направленности, является сложной и подчас невыполнимой задачей. Не секрет, что учителю-логопеду, пытающемуся объединить действия коллег, иногда приходится слышать от воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре одну и ту же фразу: «У нас св
и направления работы!». И действительно, все специалисты работают по своим направлениям, превращаясь в хорошо известных нам героев басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Публикация «Консультация для педагогов „Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако в любой деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь (как устная, так и письменная). Речь присутствует везде. Особенно на этапе дошкольного детства. От качества устной речи зависит качество письменной речи (так как тяжесть нарушений речи практически всегда пропорциональна тяжести нарушений функций руки). Многие педагоги, физиологи, психологи отмечают, что тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и уровень развитие речи. Формирование движений кисти, в свою очередь, тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, праксиса, гнозиса, пространственной ориентации и координации движений. Поэтому одной из главных задач для учителей-логопедов, воспитателей и специалистов учреждения по подготовке детей к школе будет работа по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев, необходимых для успешного овладения грамотой.
С целью развития и совершенствования тонкой моторики руки ребенка воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель могут использовать самые разнообразные методы, приемы и средства развития моторных возможностей ребенка. Вот некоторые из них (демонстрирует выполнение упражнений) :
Массаж и самомассаж для кистей и пальцев рук:
- поглаживание, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
- похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между их основаниями;
- поглаживание, похлопывание тыльной стороной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
- похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
- вращение пальцев (отдельно каждого);
- круговые повороты кисти;
- отведение, приведение кисти вправо-влево;
- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем их сгибание (большой палец располагается сверху);
- противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
- противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Пальчиковые гимнастики (пальчиковые игры).
Пальчиковый алфавит.
Массаж ладоней и пальцев рук карандашами.
Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами, щетками – ежиками, каштанами.
Сдавливание мягких звучащих игрушек пальцами ил всей ладонью.
Раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки.
Лепка из пластилина.
Надавливание пальцами на кнопки, предметы, издающие звук, клавиши фортепиано.
Вращение диска телефона.
Нанесение отпечатков пальцев на бумагу.
Обрывание листа бумаги.
Игры с пальчиковыми куклами.
Застегивания и расстегивания различных по размеру пуговиц, кнопок, молний.
Работа с трафаретами и контурами.
Стирания линий ластиком.
Рисование на песке и манке фигур, букв.
Обведение контура букв из разного материала (гречневой крупы, фасоли, гороха, меха, наждачной бумаги и т. п.).
Ощупывание предметов (игра «Волшебный мешочек»).
Составление фигурок из счетных и деревянных палочек.
Плетение косичек, лент (из шнурков, веревочек, ниток).
Сбор предметов различной величины (фасоль, горох, семечки, орехи, пуговицы и т. д.).
Игры с камешками, фасолью, горохом, орехами, пуговицами:
- выкладывание по одному правой, затем левой рукой;
- выкладывание предметов, рисунков и букв.
Рисование карандашом.
Закрашивание, штрихование, дорисовывание рисунков.
Составление букв из двух-четырех частей.
Изображение букв с помощью шнурка, проволоки, крупы, спичек и т. п.
Упражнение в начертании элементов буквы (написание по образцу, по трафаретам, сначала крупным, затем мелким; написание буквы в воздухе, на песке, по крупе, мелом на доске, смоченной в воде кистью на доске и т. д.).
Вся задания, игры и упражнения выполняются вначале совместно с педагогом, затем отраженно и лишь потом самостоятельно ребенком.
Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только мелкую моторику ребенка, но и оказывает благотворное влияние на развитие его речи. Помимо этого, формирование движений кистей рук тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Одним словом всего того, что необходимо для успешного обучения в школе.