Анна Савчук
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Для этого можно использовать великое множество различных игр и упражнений, которые будут интересны для ребенка в вашей работе.
«Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Рекомендуется начинать активную тренировку пальцев с восьмимесячного возраста.
В раннем детстве ребенку очень важно играть, причем играет он со всем- с игрушками, с окружающими предметами и даже со своими пальчиками.
Ведь у ребенка все взаимосвязано - нагрузка на пальчики, массаж, развитие их гибкости напрямую связаны с участками мозга, «отвечающие» за речь, интеллект, умение концентрироваться.
Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
Как же лучше развивать мелкую моторику?
Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — игру. Громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то задания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.
Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения положительных результатов необходимо совершенствование традиционных методов и приёмов, поиск более новых, оригинальных, творческих и эффективных методик.
Таким образом, развивая тонкую моторику, мы не только продвинем развитие своего ребенка вперед, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникающие в речевом развитии ребенка.
Можно порекомендовать следующие увлекательные игры:
Игры с кубиками. Из кубиков можно строить башни, дорожки, ступеньки, стульчики и домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать малыша. Сначала, конечно он может только ломать, но со временем научится и строить.
Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам, тарелочкам из кукольной посуды. Высыпав манку на тарелку или поднос, можно рисовать по ней пальчиками. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.
Широко известны такие приемы:
• Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно всё, что угодно. Поднос можно встряхнуть аккуратно, чтобы поверхность опять стала ровной.
• Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
• Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание цифр, букв.
• Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.
• Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с помощью горошины (катание горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны, придавливание горошину к столу и вращением ее каждым пальчиком).
Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы – отличный материал для игр. Их можно сортировать, раскладывая по кучкам или баночкам, запихивая в узкое горлышко бутылки, нанизывать на нитку или проволоку, делая бусы.
Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.
Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно бумагу сюрпризики- ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, ну или сам будет пытаться что либо заворачивать.
Игры с пуговицами. Ребенку очень понравится перебирать разноцветные пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру, можно раскладывать их по ячейкам от коробки конфет.
Игры с наклейками. В продаже существуют множество ярких книжек и альбомов с наклейками, которые можно приклеивать и отклеивать множество раз не только в книжку, но и на любую гладкую поверхность.
Игры с песком. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку, счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, творчество и фантазию.
Раскрашивание. Одно из самых главных требований при выполнение этой работы – доведение работы до конца и соблюдение принципа естественности и сочетаемости цветов.
Игры с природным материалом (для индивидуальной работы).
Предложите ребенку разложить в две разные мисочки фасоль и горох, которые перемешаны в большой чашке.
Покажите ребенку, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик.
Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картинку с тонким слоем пластилина.
Заключение:
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук-движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного, слухового восприятия, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.