Галина Соболева
Консультация для педагогов «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости, ребенок растет и развивается. На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад, где его окружают новые люди, взрослые и дети, которые составляют иную общность, чем его семья. Крепко держа маму за руку, малыш доверчиво протягивает свою маленькую ладошку воспитателю. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь, что способствует развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий – обязательное условие правильного воспитания ребенка. Именно в раннем возрасте и закладываются и формируются основные навыки, умения и знания дошкольников. Поэтому, рассмотрим усвоение предметных действий детьми раннего возраста, которое происходит в 3 этапа:
1 этап: В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
2 этап: Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
3 этап: На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностей.
В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили».
При организации режима раннего возраста очень важно учитывать воспитательную роль режимных процессов:
• сон;
• пребывание на открытом воздухе (прогулки);
• воспитательная деятельность;
• игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
• самообслуживание;
• приемы пищи;
• личная гигиена.
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее восприимчив к ее усвоению. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.
Наиболее типичные из них:
1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений.
4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
5. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и. т. д.
8. Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников и дошкольников раннего возраста. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и. т. д.
В повседневной жизни ребенок и быстрее, и с большим желанием воспримет художественный текст. Для этого можно использовать художественное слово в организации режимных процессов. Например, для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда мы причесываем девочек – мы произносим:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся. И т. д.
Очень удобно и легко использовать художественное слово для развития речи и эстетического развития на прогулке :
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан (инсценируя текст).
А на занятии рисования, рисуя пальчиками снежок, можно прочитать потешку:
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка, зима,
Зима снежная была.