Галина Рогова
Консультация для педагогов «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» ст. КРАСНОЯРСКОЙ ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА
«Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Рогова Г. А.
2020 г.
Цель:
Публикация «Консультация для педагогов „Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения ;
- повысить методическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.
- Развивать у педагогов следующие компетенции: аналитические навыки, умение прогнозировать; способность работать с информацией, умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной д-ти; способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности.
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс методом, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности,выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.
В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? Мы попробуем ответить на эти вопросы.
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.
Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России.
Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то можно применить его и в работе с дошкольниками.
Кейс метод – метод анализа практической ситуации, реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.
-Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.
Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
- Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной д-ти: может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;
б)настроить на совместную работу;
в) плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному.
Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться
Методы кейс-технологии :
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.
Как правило, кейс включает в себя :
• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
• комментарий ситуации, представленный автором,
• вопросы или задания для работы с кейсом,
• приложения.
Сегодня мы подробно познакомимся с некоторыми видами кейсов, рассмотрим их структуру и вместе поучимся составлять кейсы для использования в образовательном процессе.
кейс- прогнозирование;
кейс-инцидент;
проблемно-ролевой кейс;
эвристический кейс;(для проведения эвристической беседы)
кейс-дискуссия, кейс-диспут;
Существуют разные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением.
Кейс- прогнозирование :
• Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
-умение строить логические и обоснованные прогнозы;
- умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
-развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.
• Момент проблемного включения детей
Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?
• Комментарий
Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
Так из чего же состоит кейс?
ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА,
1. Соответствует поставленной цели.
2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
3. Является актуальным и интересным детям.
4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
5. Провоцирует дискуссию.
6. Имеет несколько решений.
Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.