Ольга Каширина
Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс
Наше будущее – это дети, а детский сад и семья – два важных инструмента социализации детей. Работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных составляющих – педагог + родители + ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты достигаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Беда многих современных семей – отстраненность от педагогического процесса ДОУ, причина которой, прежде всего, в их занятости; и в связи с недостаточным количеством времени они не имеют возможности взаимодействовать с детским садом во благо развития ребенка. Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно- коммуникативного пространства.
Публикация «Информационно-педагогические материалы как средство включения родителей в образовательный процесс» размещена в разделах
Что же такое ИКТ? ИКТ - это технология доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом
Итак, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, и мы понимаем, что сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ является важным направлением работы дошкольного учреждения. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению у детей и вовлечь родителей в активную образовательную деятельность.
Сегодня сотрудничество с родителями реализуется через разнообразные формы общения.
К традиционным формам взаимодействия с родителями относятся классические родительские собрания и консультации. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках имеют объективные трудности, это:
- ограниченное количество времени у родителей как для посещения родительских собраний, так и для посещения консультаций в детском саду;
- отсутствие возможностей для современного предоставления необходимой информации родителям.
В свою очередь нетрадиционные формы работы с родителями делятся на четыре вида:
1. Информационно-аналитическая форма направлена на выявление интересов, запросов родителей через :
- анкетирование, тестирование, «Почту доверия», «Волшебный сундучок», «Как отвечать на детские вопросы?», «Почему ребенку нужна игра?» и др.
- вечер вопросов и ответов;
2. Познавательная форма дает возможность познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей через:
- семейные клубы, деловую игру, тренинги, аукцион полезных советов, педагогический совет с участием родителей, конференции и мини-собрания, совместные экскурсии, походы и т. д.
З. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми через :
- мастер-классы;
- проведение различных конкурсов и спортивных соревнований;
- участие в выставках совместного творчества;
- создание семейных газет и т. д.
4. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками через:
- презентацию дошкольного учреждения;
- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
- родительские собрания с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду;
- информационные стенды;
- информационные папки в родительском уголке.
Какие же технические средства применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня использование ИКТ в детском саду позволяет:
- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре, а для родителей – привлечь дополнительное внимание к теме или проблеме обсуждения;
- в доступной форме, ярко, образно преподнести материал;
- привлечь внимание движением, звуком, мультипликацией.
Как уже было сказано выше, для эффективного взаимодействия детского сада и семьи
расширение информационного пространства. Благодаря ИКТ, родители могут «приоткрыть занавес» и посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в детском саду. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию и реализации совместных проектов при помощи ИКТ.
Какие же условия необходимы для того, чтобы родители из пассивных участников образовательного процесса стали активными его участниками и плавно влились в это информационное пространство? Это:
1. Соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран, телевизор, видеомагнитофон, DVD, Интернет и т. д.
2. Педагог, владеющий компьютерными навыками.
3. Родитель, владеющий компьютерными навыками.
4. Умение пользоваться учебными электронными изданиями, материалами из Интернета.
5. Аудио и видео материалы, материалы готовых CD–ROM, мультимедиа-презентации, разработанные педагогом, родителями.
Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, о наших формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок - родитель – педагог» использзуются различные формы: дни открытых дверей, семейный клуб, гостиная для родителей будущих первоклассников, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации. В результате чего будет систематически выявляться позиция педагогов и родителей по актуальным проблемам.
Педагогам активно использовать следующие формы работы с использованием ИКТ:
- проведение практических занятий с использованием мультимедийной презентации, что значительно повышает интерес детей и родителей к теме занятия и способствует эффективному повышению уровня познавательных возможностей;
- не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь ее объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определенный алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей;
- родительские собрания, круглые столы и др. с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду или пояснительным материалом по теме собрания.
Периодически в детском саду воспитателям выпускать информационные буклеты различной тематики и распространять их среди родителей.
Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Это то, что надо делать педагогам для расширения границ общения и информированности родителей о жизни и развитии детей в ДОУ, но при этом родители - пассивные наблюдатели. А как же сделать родителей активными участниками педагогического процесса?
Главный фактор между воспитателями, родителями и детьми - установление отношений доверия, сотрудничества и партнерства.
Педагог:
- должен быть компетентен в вопросах воспитания и образования детей;
- должен быть авторитетом для родителей и детей;
- должен уметь заинтересовать родителей и сделать их активными участниками жизни группы и ДОУ.
Родители :
- должны хотеть стать активными участниками педагогического процесса детского сада;
- должны быть заинтересованы в успехах своих детей;
- должны стремиться всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
У себя в группе создавать такие условия для взаимодействия с родителями, которые позволили нам убрать из выше перечисленных факторов слово «должны» и мы с полной уверенностью можем сказать, что наши родители являются активными участниками педагогического процесса не только группы, но и детского сада.
Привлекать родителей к активному участию :
- в проектной деятельности, разрабатывая и реализуя семейные мини-проекты (они понимают, что работа над составлением и подготовкой презентации семейного проекта, его публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня самооценки ребенка). Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии использовать практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация;
- книжки-малышки разной тематической направленности – дают возможность родителям проявить умения и творчество при подборке материала и оформлении книжки-малышки;
- создают презентации, семейные электронные газеты собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка;
- в издании информационных листов и буклетов, содержащих информацию для детей, с последующим распространением среди детей группы, что также позволяет родителям стать частью жизни ребенка в детском саду;
- при помощи фото и видеоаппаратуры создают для детей слайд-шоу и видеофильмы о прошедших мероприятиях: экскурсии в школу, музей и библиотеку, участии в выставках разной тематики и соревнованиях по разным видам спорта, в организации и проведении которых принимают активное участие.
Все семьи, которые принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, предлагаю поощрять благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города - награждать грамотами от детского сада.
Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Целью всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.