Елена Пилясова
Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения
СЛАЙД 1 В педагогической деятельности я придерживаюсь принципа «Никогда не переставай учиться!» Желаю всем коллегам постоянно стремиться к познанию. Старшим воспитателям необходимо верно понимать и оценивать возможности каждого педагога, чтобы помогать ему расти профессионально и творчески.
СЛАЙД 2 Тема моей работы «Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения»
Публикация «Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения» размещена в разделах
На современном этапе развития системы дошкольного образования особое место уделяется, с одной стороны, СЛАЙД 3 качеству образовательного процесса, а с другой – решению задач социализации ребёнка, приобретения им собственного опыта и умения применять его в новых условиях. Возросли требования к социальному развитию дошкольника, к формированию у него системы представлений о мире, развитию навыков сотрудничества и практических умений, воспитанию доброжелательности к окружающим, готовности взаимодействовать с ними. Всё это побуждает педагогов применять более эффективные средства и способы обучения.
СЛАЙД 4 Одним из таких средств, способствующих развитию личности ребёнка, к его самореализации, формированию способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, является метод проектирования.
СЛАЙД 5 По определению Евгении Семёновны Полат, метод проектирования – это способ достижения вполне реального результата через детальную, пошаговую разратотку проблемы (технологии).
СЛАЙД 6 Для успешного внедрения технологии пректирования в практику необходимо специальное обучение педагогов. Прежде всего требуется выявить исходный уровень педагогического мастерства по критериям:
• Оценка уровня инновационного потенциала педагогов, их готовности к освоению новшеств;
• Оценка профессиональных умений.
СЛАЙД 7 Так, были выделены 3 группы педагогов:
• Безразличные и равнодушные к нововведениям, требующие усиленного внимания; 27%
• Совершенствующие своё педагогическое мастерство; 34%
• Работающие творчески, стремящиеся овладеть педагогическим мастерством, главные проводники новых технологий; 39%
СЛАЙД 8 Из числа творчески работающих педагогов была сформирована группа по внедрению в практику метода проектирования, определены цели и задачи методической работы.
ЦЕЛЬ: организовать деятельность педагогов по овладению методом проектирования.
ЗАДАЧИ:
• Вызвать интерес педагогов к освоению проектного метода
• Организовать деятельность творческой группы
• Организовать руководство созданием проектов и сопровождение этого процесса
• Создать условия для осознания педагогами ценности проектного метода в работе в детьми
СЛАЙД 9 Структура методической работы состояла из 4 блоков, каждый из которых имел свои цели и задачи, отличался особым содержанием.
СЛАЙД 10 1 блок – подготовительный. Главная задача – создание интереса к методу, демонстрация его значимости в развитии дошкольников.
На первой встрече обсуждались вопросы развития личностных качеств детей: любознательности, интереса, самостоятельности и т. д. Перед педагогами была поставлена проблема выбора наиболее эффективных методов организации детской деятельности, поскольку традиционные объяснительно-иллюстративные методы предоставляют недостаточно возможностей для проявления активности и свободы действий. В результате через мотивацию на освоение нового метода, педагоги рассмотрели и приняли в качестве наиболее перспективного метод проектирования.
СЛАЙД 11 Затем, в соответствии с планом, с творческой группой были проведены разные формы методической работы (анкетирование, консультация, семинар-практикум, круглый стол, в ходе которых педагоги познакомились с теоретическими основами проектного метода, опытом работы других дошкольных учреждений.
СЛАЙД 12 2 блок – организационный. Посвящался обсуждению и утверждению тематики проектов, определению состава проектных групп, распределению обязанностей и функций между участниками внутри этих микроколлективов.
СЛАЙД 13 Педагоги осуществляют проектную деятельность
СЛАЙД 14 Ребёнок является активным участником процесса
СЛАЙД 15 Родители участвуют в оснащении предметно-пространственной среды, оказывают помощь и являются участниками занятий, развлечений; помогают в подборе материалов к проектной деятельности, в создании творческих проектов и т. д.
СЛАЙД 16 Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар, выступает активным участником развлечений.
СЛАЙД 17 Старший воспитатель формирует творческую группу; оказывает организационную поддержку; проводит обучение педагогов методу проектирования; консультирует по вопросам содержания работы с детьми; оказывает помощь в подготовке к презентации.
СЛАЙД 18 Совместно с участниками творческих групп уточнялись критерии и показатели эффективности будущих проектов, разрабатывались возможные формы презентаций. В результате этой работы были определены:
• Критерии оценки проектной деятельности (актуальность, практическая направленность на развитие ребёнка, объём и полнота разработок, их самостоятельность и законченность, уровень творчества и оригинальность раскрытия темы. Аргументированность решений и подходов).
• Продукты проектной деятельности (данные опросов, выставки, компьютерные презентации, атрибуты и др.)
• Возможные формы презентации (защита стендового материала, доклад, организационно-деятельностная игра и т. д.)
СЛАЙД 19 3 блок – реализация деятельности. В самом начале работы над проектами у воспитателей часто возникали вопросы, что и как делать. Одни затруднялись в составлении вопросников и обработке результатов, другим требовалась помощь в подборе литературы, пособий. Многие вопросы решались в ходе совместного обсуждения, что развивало умение педагогов высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других и вырабатывать общую стратегию.
В результате совместной деятельности возросли активность и инициативность педагогов ДОУ. Они делились впечатлениями о работе, рассказывали о своих достижениях, знаниях и практических умениях детей, предлагали свои пути решения возникающих проблем.
СЛАЙД 20 4 блок – итоговый. Был посвящён представлению результатов проектной деятельности в форме презентаций с демонстрацией пособий, материалов и продуктов детской деятельности. Защита проектов проходила в праздничной атмосфере, ярко, живо, интересно. Каждая презентация отличалась оригинальными идеями, в ней проявлялись творчество и инициатива участников, демонстрировались значимость проекта, его социальная и развивающая ценность, вклад каждого ребёнка и его родителей. Так, проект «Что растёт в лесу» (воспитатель Гаврина О. В., Счастливая О. Б.) был представлен от лица игрового персонажа Дедушки Гриба. Многие воспитатели представили свои леп-буки, выполненные в ходе реализации проекта. Представление проектов включало не только рассказ об опыте, но и демонстрацию интересных пособий, игр. Проект «Быт и традиции русского народа» представила его «хозяюшка» (Трифонова Н. Е.) которая, пригласив присутствующих в «горницу» на чашку чая, с шутками да прибаутками поведала, как вводила детей в мир традиций русского народа.
СЛАЙД 21 По итогам работы по внедрению метода проектов в практику дошкольного учреждения можно сделать такие выводы:
• Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов, они освоили технологию проектного метода, способны самостоятельно её использовать
• У детей возросла самостоятельность в решении творческих задач, любознательность, активность и инициативность
• Родители стали активными и заинтересованными участниками жизни ДОУ: вместе с детьми они по собственной инициативе создают творческие проекты, рисуют, играют, ведут поиск информации.
Мы планируем продолжать эту работу, расширяя тематику проектов и включая её в образовательный процесс дошкольного учреждения.
СЛАЙД 22 Таким образом, работа с воспитателями над освоением метода проектов является действенным средством повышения их профессиональной компетентности, оказывает позитивное влияние на качество и эффективность образовательного процесса в ДОУ. СЛАЙД 23