Получи документы

Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста

Алёна Питченко
Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Информационно- коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Питченко Алена Владимировна,

музыкальный руководитель

МКДОУ Тогучинского раона

«Горновский детский сад № 1»

рп. Горный 2017г.

Оглавление

Аннотация к статье …. 2

Ведение….…. 2

1. Понятие информационно-коммуникационных технологий ее виды….3

Публикация «Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Общие требования по охране жизни и здоровья дошкольников при работе с информационными и компьютерными технологиями …. ….4

3. Информационно – коммуникативные технологии как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста….8

Заключение…11

Список использованной литературы….….11

Приложения

Приложение №1 «Конспект музыкального занятия в старшей группе» Приложение №2 «Презентация к конспекту»

Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Аннотация к статье

В статье говорится, как правильно и для чего используются информационно-коммуникационных технологий на занятиях с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Музыкальное развитие».

Введение

Современный мир постоянно меняется, а с ним меняются и наши дети. Тот факт, что современные дети сильно отличаются от нас, сегодня не вызывает ни каких сомнений. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, а так же педагогические требования в детском саду. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала, и возможностей. Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Таким образом, я придерживаюсь, точки зрения, что при грамотном и правильном использовании технических средств, в образовательном процессе. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста могут широко использоваться на практике без риска для их здоровья.

1. Понятие информационно-коммуникационных технологий ее виды

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Виды ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста :

- Источник обучающей информации;

- Наглядное пособие;

- Средство обобщения пройденного материала и проверки усвоенного;

- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;

- Средство подготовки выступлений, развлечений, праздников.

2. Общие требования по охране жизни и здоровья дошкольников при работе с информационными и компьютерными технологиями.

При использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе необходимо знать и соблюдать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие безопасность использования информационных технологий в работе с детьми.

При использовании мультимедийных технологий в рамках образовательного учреждения должны быть соблюдены следующие требования:

• правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;

• правила противопожарной безопасности;

• правила охраны труда, охраны жизни и здоровья детей.

Независимо от формы и вида применения компьютерных технологий для развития детей, необходимо соблюдать сани тарно-гигиенические требования к использованию компьютерных

технологий в учебном процессе согласно СанПиН.

Санитарно-гигиенические и эргономические требования к организации деятельности детей при использовании компьютерных технологий :

Применение мультимедийных пособий в дошкольной образовательной организации должно соотноситься с реализуемой образовательной программой и общим планом воспитательно-образовательной работы с детьми. Планировать занятия с использованием электронных ресурсов необходимо, придерживаясь тематического принципа и соблюдая гигиенические требования к организации учебной деятельности детей дошкольного возраста. Место занятий с применением компьютеров в режиме дня дошкольной образовательной организации, требования к оборудованию и помещениям четко определены санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Нельзя допускать проведение компьютерных занятий в ущерб дневному сну, прогулке и другим оздоровительным мероприятиям.

Гигиенические нормы и требования к организации образовательной деятельности с использованием компьютеров:

1. Одноразовая длительность работы детей 5-7 лет на компьютере - не более 10 мин. В конце занятия обязательно отводится время для зрительной гимнастики (1 -2 мин.).

2. В течение дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

3. Максимальная кратность работы в течение недели для детей 5-7 лет - 3 раза в неделю (оптимально - 1 -2 раза).

4. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютерах: вторник, среда, четверг - оптимально (дни наиболее высокой работоспособности).

5. Рекомендуемое время дня для занятий: оптимально - первая половина дня; допустимо - вторая половина дня (в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15: 30 до 16:30, после дневного сна и полдника).

Гигиенические нормы и требования к рабочему месту ребенка:

1. Площадь рабочего места:

• старые мониторы (на базе ЭЛТ) - 6 м2 (- 3 х 2 м,

• плоские мониторы - 4,5 м2 (- 2 х 2 м).

2. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с компьютерами:

• конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе,

на одной поверхности стола располагается дисплей, на другой - клавиатура.

• конструкция стола должна предусматривать плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460-520 мм при глубине

не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм'; возможность плавного и легкого изменения угла на клона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град., с надежной фиксацией;

• ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

• поверхность стола для клавиатуры должна быть

ровной, без углублений;

• пространство для ног под столом над полом должно

составлять не менее 400 мм.

Запрещается использовать для занятий табуретки или скамейки.

• Размеры стульев для занятий приведены в табл.

Параметры стула Размеры, не менее, мм

Высота сиденья над полом 260

Ширина сиденья 250

Глубина сиденья 260

Высота нижнего края спинки над сиденьем 120

Высота верхнего края спинки над сиденьем 250

Высота прогиба спинки 160

Радиус изгиба переднего края сиденья 20-50

• Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.

• Стул должен регулироваться по высоте и по наклону спинки.

Обязателен контроль посадки ребенка со стороны педагога:

- голова ребенка должна быть слегка наклонена (5-7 град.);

- линия взора ребенка (от глаз до экрана) должна быть перпендикулярна экрану, направляться в центр

или на 2/3 высоты экрана;

- оптимальное расстояние от глаз до экрана 60-70 см, допустимое - не менее 50 см.

Гигиенические нормы и требования к помещению:

1. Помещения, где размещаются рабочие места с персональными компьютерами, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

2. В помещениях должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (температура 19-21 °С,

относительная влажность 55-62 %) и должна проводиться ежедневная влажная уборка.

3. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, а естественный свет падал преимущественно слева.

Гигиенические нормы и требования к использованию демонстрационной техники :

1. Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр - не более 30 мин. ,

не чаще 2 раз в день, первая и вторая половина дня.

2. Использование проекционных экранов:

высота над полом: не менее 1 м и не более 1,3 м;

• минимальное расстояние от зрителя до экрана полуторная ширина экрана;

• максимальное расстояние - шестикратная ширина экрана;

• важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана, без световых пятен и бликов.

Мультимедийные пособия обеспечивают в первую очередь групповую работу детей на разных этапах воспитательно-образовательного процесса и в разных видах деятельности (познавательной, творческой, игровой, исследовательской). Вместе с тем с помощью электронных ресурсов можно организовать:

- индивидуальную познавательную деятельность детей в компьютерном зале (классе, где каждый ребенок самостоятельно работает на компьютере;

- индивидуальные занятия специалиста с ребенком (с использованием интерактивной доски или компьютера) с целью диагностики сформированности знаний и умений, коррекции, сопровождения индивидуального развития.

Каждое занятие с использованием технических средств обучения должно длиться не более 30 мин., при этом продолжительность занятий для детей 5-го года жизни - не более 15 мин., б-го года жизни - не более 25 мин., а для детей 7-го года жизни не более 30 мин.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования. С целью профилактики зрительного утомления после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движении глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -б. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 -4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть

глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 -4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6;

затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -б. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

3. Информационно – коммуникативные технологии как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

В основе использования компьютерных средств, в детском саду лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса. Технический прогресс развивается очень активно : с каждым днём появляются всё более новые технологии. Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых доступных средств развития. ИКТ рассматривается, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

• ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

• ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

При взаимодействии с детьми можно использовать домашний кинотеатр, интерактивную доску, центр – караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями.

Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками. Занятия с показом видео-песенок, презентаций гораздо интереснее.

При применении в работе ИКТ необходимо не забывать, о здоровье сберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничивается временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей.

На музыкальных занятиях можно использовать такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты. Так же разделы “История музыкальных инструментов”. Дети получают сведения о группах музыкальных инструментов, слышат их звучание.

Физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы “Волшебная флейта”. Звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта играющего на различных музыкальных инструментах. Дети повторяют движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.

Включая в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии, приходится решать вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на занятиях музыки. На музыкальных занятиях можно использовать различные презентации, клипы на известные детские песни, которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении. Это увлекает детей.

Применение видеоряда позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, активно вовлекает в учебный процесс, способствует раскрытию их творческих способностей, активизирует познавательную деятельность детей.

Музыкальное образование дошкольников согласно ФГОС направлено на становление музыкальной культуры :

Музыкальное образование дошкольников согласно ФГОС нацелено на развитие музыкальности детей и их способности, эмоционально воспринимать музыку.

Задачи воспитательно-образовательной работы:

Развитие музыкально-художественной деятельности

• Приобщение к музыкальному искусству

Развитие воображения и творческой активности

ИКТ на музыкальных занятиях и досугах, помогают педагогу решить ряд задач:

• Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

• Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т. д.

• Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

• Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

• Интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;

• Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Используя возможности программы Power Point, можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности :

1. Восприятие музыки.

Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т. д.

2. Музыкально-ритмические движения и танцы.

Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

3. Пение.

По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

4. Музыкально-дидактические игры.

Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя игры - презентации по темам: «Жанры», «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т. д.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, игры-презентации как форму викторины на вечерах досуга.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Применение компьютерных обучающих и игровых программ в музыкальном образовании дошкольников реально может стать базой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития эмоциональной отзывчивости детей.

Заключение

Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийные оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Список литературы:

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детскомсаду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5;

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;

3. Калинина, Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;

4. Горвиц Ю. Зачем малышам компьютер // Детский сад от А до Я. – 2003.

5. Казакова Л. А. Использование презентаций в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. ,Марголис Я. Иванов А. Шестилетки: к творчеству через компьютер // Информатика и образование. – 1991. - № 3.

6. Моторин В. В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1.

Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Ю. М. Горвица. – М., 1998. – С. 218 – 226.

7. Селевко Г. К. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств». М. : НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

8. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.

9. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д.,

Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Интернет-ресурсы:

2. Гурьев С. В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. https://www.rusedu.info/

3. Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе.» – www. pedsovet.org

4. Беляков Е. В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»https://belyk5.narod.ru/

5. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».https://doshkolnik.ru/

6. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании : аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011. https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf/

Публикации по теме:

Лэпбук как средство развития детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития детей дошкольного возраста Свой лепбук я сделала из прочного картона, обклеила само клеящейся пленкой, стыки обклеила лентой клейкой алюминиевой. Тема моего лепбука.

Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возрастаМузыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста Слайд №1: Представление темы. Слайд №2: Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние.

Здоровьесберегающие технологии как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Я: - Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги! - Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли вы на мастер-класс,.

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ Главный документ современного дошкольного образования - ФГОС. делает большой акцент на условия развития детей, т. е. на социальную ситуацию.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Мой инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Всегда найдется дело.

Продуктивная деятельность, как средство развития детей младшего дошкольного возраста Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование,.

Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности как средство социализации детей дошкольного возраста .

Тестопластика как средство развития моторики рук у детей дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2017 в 11:47
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Питченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД