Любовь Кулебякина
Консультация для педагогов и родителей «Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния. Но с другой стороны все мы несем ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, т. к. это благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Роль зрительной гимнастики в профилактике и коррекции нарушений зрения“» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Зрительная гимнастика - это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением зрения.
Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Зрительную гимнастику необходимо проводить дозировано в течение дня с использованием игровых и речедвигательных элементов.
Зрительные гимнастики условно делятся на несколько видов в зависимости от зрительной патологии детей:
• Гимнастика, для снятия зрительного утомления;
• Гимнастика, направленная на укрепление аккомодационных мышц глаз (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали);
• Гимнастика, направленная на укрепление глазодвигательных мышц.
Любые гимнастики являются здоровьесберегающей работой.
Основатель «Здоровьеразвивающего» направления в педагогике стал учёный, педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации Профессор В. Ф. Базарный.
Понимая, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие основные причины:
• Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;
• Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;
• Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;
• Занятия в МБОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;
Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять эти причины и учитывать особенности детей
с нарушениями зрения.
• Ограничение зрительных возможностей
• Быстрая утомляемость
• Плохое переключение психических процессов.
• Разный уровень развития детей.
Методы, которые мы используем.
Смена динамических поз
Смена зрительных горизонтов и схемы зрительно-двигательных траекторий;
Сенсорные кресты;
Специальные офтальмотренажеры
Экологический букварь (картина-панно);
На этих методах остановлюсь более подробно.
Смена динамических поз.
Первое направление – вертикализация позы. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя и лежа. Идеально детям стоят на массажных ковриках, в носочках.
При этом учитываем расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не заставляем ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этом направлении не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.
Смена зрительных горизонтов и схемы зрительно-двигательных траекторий
Особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость. Для повышения активности детей применяем вертикализацию поз.
Схемы зрительно-двигательных траекторий могут использоваться как:
• дидактический материал,
• смена зрительных горизонтов,
• зрительная гимнастика.
Зрительно-двигательную траекторию можно использовать для индивидуальной работы.
Наличие ярких Цветных пятен снижает зрительное напряжение, они могут располагаться на стене, на потолке, в спальне: – огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.
Важен эмоциональный фон и применяем его тогда, когда надо растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая активность, развивается зрительно-двигательная и поисковая активность, а так же зрительная координация.
Следующее направление Сенсорные кресты (коромысло)
Мы используем их для повышения эффективности учебно-познавательного процесса. Дидактический материал используется плоскостной (двухсторонний) или объёмный и соответствует тематике занятия. Желательно иметь четыре сенсорных креста, использовать их по часовой стрелке.
Зрительные тренажеры. Используем с целью, смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств.
Тренажер может быть стационарным или переносным. Движения проводятся в определенном порядке:
• лево – право
• верх – низ
• почасовой стрелке
• против часовой стрелки
• восьмерка
Вовремя работы на тренажёре можно использовать массажные коврики. Данный тренажер чаще используется после работы, которая требовала от детей зрительных усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Экологические полотна.
Мы используем панно по временам года, по климатическим зонам, по правилам дорожного движения, родной город. Панно может быть нарисованные на полотне.
На стене или создается в виде аппликации, содержание, которого меняется от темы занятия. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный персонаж. Это дает возможность проводить занятия в игровой форме.
Заменить панно может современное оборудование:
- интерактивная доска
- экран телевизора или
- проектор
Дети любят, когда проводятся, зрительные гимнастики во время занятий с использованием ТСО
Что дают технологии В. Ф. Базарного?
1. Гарантированный, фиксирующий результат улучшения здоровья воспитанников.
2. Повышение уровня усвоение программного материала и эффективности образовательного процесса.
3. Психологический комфорт.
4. Является эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно - сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза, плоскостопия и другой патологии.
Зрительные гимнастики используются в индивидуальных формах работы, которые проводятся по назначению и рекомендации врача
С этой целью использую Гимнастику для глаз по методике Э. С. Аветисова. Она включает три группы упражнений.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости) – миопия, гиперметропия.
Группа вторая (для укрепления мышц) - косоглазие
Использую различные траектории.
Индивидуально можно проводить на компьютере, соблюдая время по рекомендации врача.
Группа третья (для улучшения аккомодации) - миопия
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
С целью улучшения аккомодации провожу упражнение «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.
Используются и другие тренировочные задания, это:
- воспроизведение рисунка через зеркальное стекло
- развитие бинокулярности зрения при помощи разделителя полей зрения
ЗАДАНИЯ НА ВЫКЛАДЫВАНИЕ.
Использую мозаику, семена, орешки, пуговицы, счетные палочки и т. д.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Задания на обводку, штриховку.
Во время занятия использую разные виды гимнастик, они объединены одной темой, с которой дети знакомятся на данном занятии. С целью здоровья сбережения на каждом занятии используем.
Пальчиковые гимнастики
Двигательные гимнастики Особенно дети любят их выполнять под видио сопровождение.
Проводим массаж. Используем:
- Су джок
- массажные коврики
- массажоры
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
- Вырабатывает правильные привычки по сохранению и укреплению здоровья.
Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Попробуйте, и вы добьетесь успеха».