Лучший педагог года

Консультация «Значение дыхательно-звуковой и носовой гимнастики в профилактике и лечении острых респираторных заболеваний»

Елена Егорова
Консультация «Значение дыхательно-звуковой и носовой гимнастики в профилактике и лечении острых респираторных заболеваний»
▼ Скачать + Заказать документы

Дыхание – одно из проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Пока дышу - надеюсь».

Дыхательная система занимает особое место среди других систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. И, в первую очередь, это связано с тем, что дыхание может изменяться по нашему желанию (то есть произвольно) – глубже, реже, чаще и поверхностное, с задержкой или ускорением дыхания.

Публикация «Консультация „Значение дыхательно-звуковой и носовой гимнастики в профилактике и лечении острых респираторных заболеваний“» размещена в разделах

Особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция, доступная для произвольной регуляции уже с 3-4-летнего возраста. Как отмечают исследователи, навыки произвольной регуляции дыхания развиваются вместе с речью ребёнка уже в первые годы жизни, когда дыхание начинает изменяться на звуковой, мыслительный или речевой стимул. Поэтому уже с первых осмысливаемых движений детей можно обучать правильному дыханию, как в условиях покоя, так и при выполнении физических упражнений. Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объёма речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащённый дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра, недоразвития нервной регуляции практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела у детей вызывает учащение ритма дыхания.

Неумение малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Для дошкольников характерны различные несовершенства речевого дыхания : слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.

1. Носовая гимнастика.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляется гладкая мускулатура бронхов.

2. Компоненты носового дыхания входят во все комплексы дыхательной гимнастики. Свободное носовое дыхание укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма ребёнка. Приучить себя к правильному носовому дыханию можно с помощью гимнастики.

Заниматься можно на свежем воздухе при плюсовой и безветренной погоде или в хорошо проветренной комнате. Следует помнить, что носовая гимнастика не выполняется во время болезни и при повышении температуры тела. Возобновить занятия следует через 2-3 дня после нормализации температуры.

1. Равномерно, спокойно дышите обеими ноздрями в течение 30 – 60 секунд. Повторяйте это после каждого выполненного упражнения.

2. Прижмите правую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите левой половиной носа в течение 30 – 60 секунд.

3. Прижмите левую ноздрю к носовой перегородке и равномерно, спокойно дышите правой половиной носа в течение 30 – 60 секунд.

Если поначалу дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом.

При улучшении носового дыхания от равномерного, спокойного ритма переходите к форсированному (усиленному) дыханию. При данном виде дыхания следует активно работать мышцами шеи, плечевого пояса и грудной клетки. Однако форсированное дыхание может вызвать головокружение, головную боль, так как при усиленном притоке кислорода в сосуды мозга происходит раздражение расположенных в них нервных окончаний, спазм сосудов и вследствие этого недостаточное снабжение кислородом мозга. Сделав 2-3 усиленных вдоха, нужно перейти на обычное дыхание. Носовой гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты до тех пор, пока вы или ваш ребёнок не станете дышать носом постоянно.

Для контроля за эффективности гимнастики спустя 2-3 недели после начала занятий рекомендуется к кончику носа поднести зеркало. На нём должно образоваться запотевшее пятно, по величине которого можно сделать заключение о том, как подействовала носовая гимнастика. Если справа или слева пятно меньше, значит, эта половина носа меньше участвует в дыхании. Тренироваться следует до тех пор, пока запотевание с обеих сторон не станет равномерным.

3. Дыхательно-звуковая гимнастика.

Дыхательно-звуковая гимнастика учит правильно дышать, а значит оберегает в какой-то мере от простудных заболеваний, к сожалению дети не защищены от различных заболеваний верхних дыхательных путей, ОРЗ. Звуковая гимнастика – это произношение определённых гласных и согласных букв.

«Помаши крыльями, как петух».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

Поднять руки в стороны – вдох, затем хлопая ими по бёдрам, делать выдох и произносить:

«Ку-ка-ре-ку!».

«Косарь».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак.

Поворачиваться направо, налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух!».

«Гуси шипят».

И. п. –встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной.

Наклоняться вперёд, смотря вперёд, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш».

Возвратиться в и. п. – вдох.

«Заблудился».

Дети спокойно ходят по залу или по группе, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А-у-у-у! А-у-у-у! А-у-у-у!».

«Собираем цветы».

Взрослый предлагает «понюхать ароматные цветочки». Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный, выдох ртом, произнося: «А-а-а-а».

«Гуси летят».

Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох и, с выдохом, опуская руки, и произносят: «Гу-у-у-у! Г-у-у-у!».

«Наклоны вперёд».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и. п.

1-2-3 – пружинистые наклоны вперёд с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперёд.

4- вернуться в и. п.

«Наклоны в сторону» или «Наклоны с зонтиком».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п.

1-2-3- -тройной наклон в сторону, поднять разноимённую руку над головой – «накрылись зонтиком» – выдох.

4 – вернуться в и. п.

«У кого дольше колышется ленточка».

Каждый ребёнок берёт в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

«Задуй свечку».

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

Очищающее дыхание – делается глубокий вдох и после небольшой задержки дыхания двумя-тремя короткими и сильными толчками, воздух выдыхается через губы, сложенные трубочкой, при этом щёки не надуваются, повторяется 2-3 раза, постепенно доводится до 5 раз. Мы с детьми произносим разные звуки: -у (паровоз, -р (мотор, -с (ветер, -ш (листья шумят…

Ха – дыхание. Сделать полный вдох, а затем резким усилием выдохнуть воздух через широко раскрытый рот с резким звуком «ХА!», повторить 3-5 раз, поднимая руки вверх на вдохе, резко опуская вниз – на выдохе.

Данные упражнения рекомендуется делать после перенесённого ОРЗ. Они способствуют быстрейшему освобождению дыхательных путей от мокроты и слизи.

Также для создания оптимальных условий для механического оттока мокроты применяются дренажные положения. Постуральный дренаж или дренаж положением применяется в остром периоде течения заболевания, уже на фоне субфебрильной температуры. Данные положения позволяют улучшить аэрацию и кровоснабжение лёгких, осуществлять профилактику возникновения осложнений (пневмонии). В начале течения болезни голова и туловище ребёнка приподнимаются на 20-30 градусов (для этого достаточно использовать высокую подушку). В последствии при затруднённом отхождении мокроты целесообразно использовать дренажное положение, в котором голова и туловище ребёнка располагаются ниже горизонтальной линии. Первую-вторую неделю заболевания в дренажном положении ребёнок должен находиться 3-4 раза в день по 5-10 минут.

Первое положение: маленького ребёнка укладывают на бедро мамы, ножки ребёнка обхватывают бёдра мамы. Ребёнок поднимает ручки вверх (мама удерживает ребёнка за талию) или в вдоль туловища (в этом случае ребёнка удерживают за нижнюю треть плеча). Более старшие дети могут принимать положение сидя на пятках, с наклоном туловища вперёд, надплечья лежат на валике или физиороле, предплечья перед валиком на полу

Второе положение: ребёнка укладывают спиной на мяч большого диаметра. Руки могут быть в двух положениях: в стороны вверх и в стороны вниз.

При острых респираторных заболеваниях очень часто возникают осложнения в виде гайморитов, синуситов, ринофарингитов, аденоидитов и т. д. поэтому предлагаем вашему вниманию несколько игр-упражнений для профилактики и лечения данных осложнений.

«Кто самый громкий?» или «Песенка носика».

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкание губ.

Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательным пальцем левой руки прижать левую ноздрю к носовой перегородке, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «МММ», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «МММ» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем выполняется с правым носовым ходом. Далее выдох делается обеими ноздрями.

«Совушка - сова».

Цель игры: развитие коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углублённый выдох).

Ход игры. Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети-«совы» медленно поворачивают головы вправо и влево. По сигналу «ночь» дети смотрят вперёд, взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «ууфф». Повторяют 2-4 раза.

«Домовитый хомячок».

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.

Ход игры. Ребёнку –«хомячку» необходимо донести зёрнышки до норки. Ребёнок надувает щёчки и проходит заданный отрезок пути до «норки». В норке он легко похлопывает себя по щёчкам – «хомячок вычищает зёрнышки». Побеждает тот, кто не собьется с темпа ходьбы и не откроет рот, то есть не потеряет свой запас. 1

Уважаемые родители, необходимо помнить, что данные упражнения не дают моментального эффекта. Чтобы помочь своим детям расти здоровыми необходима система. Поэтому занимайтесь со своим ребёнком 2 раза в день по 5-10 минут и будьте здоровы!

Публикации по теме:

Комплекс гимнастики после сна Тема: «Прятки» (с элементами дыхательной гимнастики) Цель: Помочь детскому организму проснуться; улучшить настроение, поднять мышечный.

Комплекс корригирующей гимнастикиКомплекс корригирующей гимнастики 1.«Зернышко» И. п. сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцеплены в замок и вытянуты вперед, опустив голову. Чуть наклонить туловище.

Комплекс утренней гимнастики Комплекс №1. 1. Построение в колонну по одному. Ходьба, на сигнал «воробьи» остановиться и сказать: «Чик- чирик».(2-3раз). 2. На сигнал.

Комплексы «Гимнастики пробуждения» ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ Дети постепенно просыпаются, сдвигают одеяло в сторону и выполняют упражнения: 1. «Потянись» - потягивание в постели.

Комплексы пальчиковой гимнастики 1-2 неделя сентября • «Собираем ягоды» - расслабленная кисть левой руки (опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцами правой руки.

О пользе дыхательной гимнастики Консультация родителей на тему: «О пользе дыхательной гимнастики». Цель: дать элементарное представление о правилах обеспечения безопасности.

Открытый показ утренней гимнастики в подготовительной к школе группе (с использованием элементов ритмической гимнастики) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 281» г. о. Самара Конспект нетрадиционной.

Тексты для пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика "Цирк". Дети выполняют движения пальцами в соответствии с текстом стихотворения: Добрый волшебник нас в цирк пригласил,.

Конспект утренней гимнастики с элементами корригирующей гимнастики «Лисичка-сестричка» в средней группе Утренняя гимнастика «Лисичка – сестричка» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики) Вводная часть Дети входят в зал. Воспитатель.

Конспект проведения практикума для родителей «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи» Конспект «За круглым столом». Тема: «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи». Материал: бумажные колпачки. Ход занятия Уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Значение дыхательно-звуковой и носовой гимнастики в профилактике и лечении острых респираторных заболеваний»
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 12:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Значение дыхательно-звуковой и носовой гимнастики в профилактике и лечении острых респираторных заболеваний»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД