Ирина Владимировна Халюта
Проект оздоровительной работы с дошкольниками по профилактике нарушений осанки и коррекции плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Для вашей оценки предлагаю разработку презентации по оздоровительной работе с детьми с 3-7 лет. Этот проект игровой, на три года.
Министерство образования РС (Я)
МУ «Усть-Янское улусное управление образованием»
МБДОУ «Депутатский детский сад «Умка»
Проект
оздоровительной работы с дошкольниками
по профилактике нарушений осанки и коррекции
плоскостопия.
Вид проекта : игровой
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Проекты, проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Срок реализации проекта : долгосрочный – 3 года (2013-2016)
Участники проекта : дети 3 – 7 лет, родители, педагоги, инструктор по физкультуре.
Место проведения: физкультурный зал, детская площадка.
Вступление.
На протяжении всего периода дошкольного детства опорно – двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Многие не задумываются над тем, что искривление позвоночника влечёт за собой смещение внутренних органов, нарушение системы их естественного расположения.
Из-за недостаточной двигательной активности, ограничения мышечных усилий и ряда других причин уже в дошкольном возрасте у многих детей наблюдается нарушение осанки.
При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Главная причина его возникновения – слабый мышечно-связочный аппарат стопы. В процессе роста у детей возникают различные виды деформации позвоночника, ног и стоп.
Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, телевизором, компьютером и т. д., которое увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие и задержку возрастного развития.
Для успешного решения задач по оздоровлению и всестороннему развитию я использую разнообразную методическую литературу и программу. Разработаны теоретико-и организационно-методические подходы, позволяющие компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Используются нестандартные методы профилактики нарушений осанки и коррекции плоскостопия. Например, дорожки «здоровья», ребристые доски, речные камни и мелкие камешки, деревянные палки и палочки, мелкие шарики, мячи-ёжики, мешочки с песком, пластмассовые колпачки, цветные крышечки, шишки и др.
Проблема. Количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, год от года увеличивается.
Причины:
• существенное негативное влияние на здоровье детей, живущих на Крайнем Севере, оказывают как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия;
• недостаточная двигательная активность;
• ухудшение состояния здоровья дошкольников, что ограничивает физический и психический потенциал;
• отсутствие должного внимания родителей и педагогов в формировании правильной осанки и коррекции плоскостопия.
Цель проекта.
Проводить профилактику развития осанки и плоскостопия у детей. Создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
• предупреждать развитие нарушений осанки и плоскостопия;
• повышать защитные силы детского организма;
• подводить детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своём здоровье;
• обеспечивать нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья;
• постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;
• содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
Ожидаемые результаты:
• интерес детьми к укреплению своего здоровья;
• снижение развития нарушения осанки и развития плоскостопия;
• улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
• эстетическая привлекательность и игровая направленность;
• простота конструкции, позволяющая достичь максимально возможного педагогического и коррекционно-развивающего эффекта.
Материалы.
1. Информационные. Картины, слайды о спортсменах, о ЗОЖ; альбомы, папки-передвижки о ЗОЖ.
2. Научно-методические. Консультации и рекомендации для родителей по использованию игр и упражнений. Лекции для родителей: «Профилактика и укрепление опорно-двигательного аппарата», «Вместе с мамой». Взаимодействие со специалистами ДОУ.
3. Дидактическое обеспечение. Оформление родительского уголка по теме проекта, использование нестандартных методов и изготовление нетрадиционных оборудований.
Формы и методы организации проекта.
Игры; игровые упражнения с предметами и без предмета; комплексы имитационных упражнений подражательного характера; разные виды ходьбы, прыжка, ползания и бега; физкультурные развлечения; занятия; педагогические наблюдения; использование нетрадиционных пособий и инвентарей; индивидуальный подход; опрос и анкетирование; консультации и лекции для родителей и педагогов; беседа с детьми о здоровье; неделя здоровья с родителями; участие родителей на физкультурных мероприятиях.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
• Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
• Проблема и задача проекта, определение его продукта.
• Вовлечение в работе детей, родителей и педагогов в решении задач и оповещение о начале его реализации.
• Разработка плана мероприятий.
• Беседа с детьми о здоровье.
• Лекция для родителей.
• Оформление родительского уголка.
Основной этап.
• Игровые упражнения с предметами и без предмета.
• Ходьба по дорожкам «здоровья», ходьба по ребристым доскам.
• Ходьба по различным поверхностям.
• Разные виды ходьбы, бега, ползания и прыжка.
• Использование нестандартных и нетрадиционных оборудований.
• Проведение интегрированного оздоровительного занятия.
• Проведение развлечений, оздоровительных мероприятий.
• Привлечение родителей к изготовлению пособий, оборудований, материалов.
• Проведение недели здоровья с участием детей и родителей.
• Наблюдение и исследование.
Заключительный этап.
• Совместное открытое занятие с детьми и родителями.
• Опрос и анкетирование родителей.
• Диагностика наблюдения за 3 года.
• Анализ проектной деятельности.
• Ознакомление родителей с результатами диагностики.
• Подведение итогов. Отчет.
Результат проектной деятельности.
Игровые упражнения по физкультурно-оздоровительной работе с детьми средней группы.
Технология оздоровления детей дошкольного возраста по проекту.
Цель.
Повышать уровень физической и двигательной подготовленности детей, совершенствовать двигательные умения и навыки.
Задачи:
- упражнять в различных видах ходьбы (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, с мешочком на голове, беге с согласованием движения рук и ног, поднятой головой;
- в выполнении упражнений на профилактику плоскостопия, способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки;
- развивать координацию движений, учить согласовывать движения с музыкой;
- продолжать учить выполнять элементарный массаж, умение регулировать мышечный тонус;
- укреплять дыхательную систему, продолжать учить выполнять дыхательные упражнения:
- создавать положительный эмоциональный настрой, улучшить психические функции;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность.
Оборудование.
2 скамейки (низкие); мешочки по количеству детей; мячи-ежики по количеству детей, счеты по количеству детей; подушечки по количеству детей; палочки; колпачки; перышки; дорожки «Здоровья»; ребристые дорожки; музыка.
Здоровьесберегающие технологии: самомассаж; массаж стоп; дыхательная гимнастика; упражнения для профилактики плоскостопия; упражнения, корректирующие осанку; пальчиковая гимнастика; релаксация; игроритмика; динамическая пауза.
Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку и становятся в круг.
Инструктор. Улыбнулись, встали кругом
Посмотрели друг на друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
(Громко поздороваться с рядом стоящим другом и положить ладонь на ладонь. И так по кругу).
Основная часть.
Динамическая пауза «Тянемся к солнышку».
(Прямые руки вверх, смотреть вверх, становиться на носках и тянуться руками вверх).
«Потянулись – улыбнулись».
(Тоже потянуться вверх. Опустить руки, руки в стороны, и наклонившись вперед, улыбнуться друг другу).
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения, корректирующие осанку.
(под музыку)
Инструктор. Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезней
Спасает нас она!
- ходьба на носках, руки вверх;
- ходьба на пятках, руки в стороны;
- ходьба с высоким подниманием колен;
- ходьба, расставляя ноги крестиком;
- умеренный бег;
- обычная ходьба с мешочком на голове;
Инструктор. Пальчики на ножках
Знают все дорожки.
- ходьба по ребристым дорожкам.
Инструктор. Пришло время отдохнуть
И массаж всем сделать тут.
Самомассаж мячами-ежиками.
(сидя по-турецки)
«Жил-был ежик…» - катать мяч ладонями, надавливая на «иголочки», затем тыльные стороны ладони.
«И были у него очень острые колючки» - катать мяч вверх-вниз между ладонями.
«Колючий ежик очень любопытный» - катать мяч по пальчикам.
«Не боюсь твоих колючек!» - надавливать подушечками пальцев на мяч.
«Покатился ежик по лесной тропинке» - покатать по рукам вверх-вниз.
«И понравились ежику бугорочки» - катать по коленкам круговыми движениями.
Инструктор. Наши сонные ладошки
Просыпались понемножку,
В прятки весело играли –
Наши пальчики – друзья!
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Собралась моя семья (показ ладошки, растопырив пальцы)
На веселый праздник (фонарики).
И решили танцевать
Дома дружная семья (загибают пальцы поочередно).
Это – мама (держать первый палец за подушечку и крутить,
Это – папа (второй палец,
Это – бабушка моя (третий палец,
Это дед мой молодой (четвертый палец,
А это я, а это я (пятый палец,
Вот и вся моя семья (собрать в кулачок и делать круговые движения кулачком).
(Поочередно левую, затем правую руку).
Инструктор. Наши ножки-ноженьки
Тоже просятся играть.
Массаж стоп. «Здоровые ножки».
(сидя на скамейке)
(Покатать стопы ног по ребристым поверхностям (счеты) вперед-назад).
(Захватывать пальцами ног мелкие предметы (колпачки, палочки).
(Собрать все мелкие предметы ногами и ходить по ним).
Инструктор. Под музыку веселую,
Смешную и забавную,
Подражаем всем зверюшкам,
Наслаждаемся движеньям.
Игроритмика «Веселые зверюшки».
Музыкально-ритмическая композиция.
(Имитация движений животных под музыку).
Инструктор. Дуем, дуем, надуваем.
И здоровье улучшаем.
Дыхательные упражнения.
«Рисуем мячик воздухом». Сделать глубокий вдох, на выдохе – нарисовать мяч в воздухе.
«Дуем, дуем». Подуем на плечо, подуем на другое,
Дуем вверх, затем вниз.
Подуем на живот,
И остановимся пока!
«Подуем на перышко» (с перышками).
Заключительная часть.
Релаксация «Сон котенка» (под тихую музыку).
(Изобразить котенка, лечь на коврик, закрыть глаза и постараться расслабиться).
Инструктор. А теперь все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем.
Ребята, давайте на время превратимся в маленьких котят.
(Читаю с выражением, медленно).
Маленький котенок набегался, наигрался, очень устал и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, друзья, знакомые животные. Мама гладит ребенка по спинке, лапкам (глажу потихоньку детей) и говорит ласковые слова: «Ты красивый и самый умный. Тебя все любят, и ты тоже всех любишь». Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается (дети выполняют движения).
Вот и обратно превратились в деток.
Ходьба по дорожкам «Здоровья».