Самохина Алеся
Консультация «Современные методы и приёмы коррекции нарушений мелкой моторики у обучающихся со сложной структурой дефекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Л. С. Выготский писал: «Мы должны изучать не дефект, а ребёнка с тем или иным дефектом; поэтому целостное изучение личности ребёнка в её взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований».
Современные методы коррекции нарушений тонкой моторики рук должны учитывать различные факторы, влияющие на развитие ребёнка. Коррекционно-развивающая работа в данном направлении строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.
Публикация «Консультация „Современные методы и приёмы коррекции нарушений мелкой моторики у обучающихся со сложной структурой дефекта“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В школьном возрасте необходимо продолжать активную работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Особенно это касается учащихся со сложными нарушениями, поскольку их первичные дефекты, влияя друг на друга, обычно дают крайне неблагоприятную картину состояния тонкой моторики. Любое занятие нужно предлагать в игровой форме, так как для большинства школьников с интеллектуальными нарушениями свойственен психический инфантилизм. Занятия должны быть интересными и доступными, что будет способствовать повышению психического тонуса за счёт положительной эмоциональной стимуляции.
Если одним из первичных дефектов ребёнка является слабовидение, то коррекционная работа должна строиться с учётом особенностей данного нарушения. Многие дети со зрительной дисфункцией имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности школьников.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т. п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость;
2. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, лепка и др.).
По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами дефектолог на одном занятии может объединять различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала коррекционной программы.
Традиционными формами развития мелкой моторики считаются самомассаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, рисование, использование различных предметов (бусы, крупы, монеты, шнурки и пуговицы и т. д.). Упражнения должны подбираться в соответствие со структурой дефекта, а также гипо- и гипертонусом мышц кистей ребёнка.
Основные направления коррекционной работы по развитию мелкой моторики у слабовидящих школьников с интеллектуальными нарушениями сводятся к следующим методикам :
1. Самомассаж кистей рук. Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития моторных функций. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Целесообразно использовать следующие приёмы : поглаживание, лёгкое растирание, вибрацию.
2. Упражнения на расслабление кистей и пальцев рук:
• «Погладим котёнка» : плавные движения, имитирующие соответствующие действия, выполняются обеими руками поочерёдно 3-5 раз;
• «Весёлые маляры» : синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз, затем влево-вправо.
3. Лепка. Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев. Развивается цветовосприятие детей.
4. Пальчиковая гимнастика. Это самый распространённый вид упражнений в логопедической практике. Она нацелена на активное развитие мелкой моторики рук. В ходе её проведения можно использовать стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог должен следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности : по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
5. Игры с мелкими предметами :
• Оригами, различные аппликации.
• Собирание разрезных картинок.
• Цветная мозаика.
• Игры с орехами, крупами, сортировка семечек.
• Заготовка корма для зимующих птиц: рассортировать горох и фасоль, рис и гречку.
• «Вижу пальчиками» : определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы.
• «Чудесный мешочек» : определение на ощупь овощей и фруктов.
При работе с мелкими предметами необходимо учитывать специфику сложного дефекта ребёнка. Если в его состав входит слабое зрение, то следует тщательно продумывать задания во избежание сильной нагрузки на зрительный анализатор. Коррекционную работу по развитию мелкой моторики рук нужно, таким образом, чередовать со зрительной гимнастикой.
6. Работа с продуктивными видами деятельности, которая включает:
• Занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом.
• «Собираем урожай» : лепка разноцветных шариков из пластилина.
• «Птичьи следы на песке» : рисование на песке пальчиками, имитация процесса клевания зёрен птичками.
• Обведи и раскрась.
• Покорми животных: мелко или полосками рвём зелёную бумагу.
Следует отметить, что на одном занятии не должно использоваться более 5-6 упражнений. Коррекционная работа будет эффективной в том случае, если занятия по развитию мелкой моторики будут проводиться регулярно.