Лана Харина
Консультация для педагогов и родителей «Физические упражнения на тренажерах как средство профилактики заболеваний»
▼ Скачать +Заказ
Физические упражнения на тренажерах
как средство профилактики заболеваемости у дошкольников
Мускулы
У меня уже, кажется, мускулы есть,
Я не зря поднимаю гантели!
Вот пощупайте здесь…
Ну, а здесь?
Ну, а здесь?
Очень странно…
А здесь неужели?
Если шутите вы, то
Прошу вас учесть:
Надо мною смеяться опасно!
У меня уже, кажется, мускулы есть
Только где совершенно неясно…
Марк Вейцман
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Физические упражнения на тренажерах как средство профилактики заболеваний“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали использовать различные тренажеры. Их применение наиболее целесообразно в физическом воспитании детей старшего возраста. Почему? Тренажеры способствуют укреплению различных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в применении. В детском саду можно наряду со сложными тренажерами использовать тренажеры простейшего типа : детский эспандер (для развития мышц плечевого пояса, диск «Здоровья» (для укрепления мышц туловища и ног, тренировки вестибулярного аппарата, гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса, мячи массажеры (для укрепления мышц стопы и массажа разных частей тела, резиновые кольца (для укрепления мышц руки, гимнастические мячи (для укрепления и гибкости позвоночника и координационных способностей, степ-досточка (для укрепления мышц стопы и ног и координационных способностей).
Простейшие тренажеры можно использовать и на физкультурных занятиях, в физминутках, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях, так как они не занимают много места и легко переносятся.
Если с простейшими тренажерами можно заниматься детям с 3 лет, то на сложных тренажерах рекомендуется заниматься в период с 5-6 лет, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств. Дети в этом возрасте способны анализировать свои действия, контролировать свое самочувствие, проявляют свои физические возможности – силу, ловкость, выносливость. Тренажеры отвечают и основным педагогическим требованиям :
- имеют привлекательный вид, а значит, вызывают интерес и побуждают к разнообразной двигательной активности;
- доступны всем детям, независимо от физической подготовленности (высокий, средний, низкий);
- модулирует такие движения как бег, ходьба, прыжки;
- соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Занятие на тренажерах оказывает положительное воздействие на организм ребенка, в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье ребенка. Поэтому должен быть тренирующий эффект.
Известно, что тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне ЧСС (частота сердечных сокращений) 140 - 160 ударов в минуту у детей 5-7 лет, нагрузка должна быть кратковременной 2-3 минуты.
Занятия на тренажерах позволяют детям овладеть комплексом упражнений способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Занятия на тренажерах значительно превышают эмоциональный тонус, воспитывают выдержку, решительность, смелость, дисциплинированность, любознательность, формируют бережное отношение к пособиям и умение управлять своим поведением и общаться со сверстниками.
Занимаясь на тренажерах, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Тренировка всех систем и функций организма (сердечно- сосудистая система, дыхательная система, обменные и терморегулирующие процессы) через нагрузки оптимальные этому возрасту.
2. Укрепление мышечного тонуса на всю мускулатуру.
3. Удовлетворение естественных потребностей в двигательной активности.
4. Развитие общей выносливости и физических качеств.
5. Овладение определенными навыками и умениями, и приемами страховки.
Занятия на тренажерах я провожу 1 раз в неделю (желательно бы 2 раза) по 25-30 минут. Прежде чем начать занятие на тренажерах, я разделила детей на 2 подгруппы:
• в первую входят дети с высоким или средним уровнем ДА, и хорошей физической подготовленностью;
• во вторую входят дети часто болеющие, с низким уровнем ДА, и слабой физической подготовленностью.
Дети первой подгруппы обычно быстрее осваивают упражнения на тренажерах, а второй подгруппе необходим замедленный показ движения и долгая результативность. Во время занятия я создаю доброжелательную обстановку, подбадриваю, поощряю их.
В тренажерном зале я использую сложные тренажеры :
• «Лежачий тренажер»;
• «Беговая дорожка»;
• «Велотренажер»
Простые тренажеры :
• «Гимнастический мяч»;
• «Диск - здоровья»
Занятие делиться на 4 части:
1. Вводная: ходьба, прыжки, бег.
2. Разминка: упражнения с предметами или без них, для профилактики осанки.
3. Основная: упражнения на тренажерах.
4. Заключительная: релаксация или малоподвижная игра.
Между частями занятия проводится пауза с дыхательной гимнастикой.
ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕСКОЛЬКО КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕНАЖЕРАХ :
1. «Лежачий тренажер»
• «Подтянись» ребенок лежит на спине, упираясь ногами в, руки держат рычаги. Подтянуть руки к плечам - вдох, вернуться и. п. – выдох. (Старшая группа 5-7 раз). Подготовительная группа – подтягивает руки до пояса (7-10 раз)
• «Гармошка» ребенок лежит на спине, ноги упираются, руки держат рычаг. Подтягиваем руки к груди, ноги сгибаются в коленях – вдох, вернутся и. п. – выдох.
• «Гимнасты» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, упираются о низ тренажера, руки вдоль туловища. Отталкиваем себя ногами, выпрямляя их.
• «Гребля» ребенок лежит на животе, руки держат рычаги. Подтягиваем руки до плеч (старшая группа, а подготовительная подтягивает руки до пояса – вдох, вернуться и. п. – выдох.
• «Конвертик» ребенок сидит на тренажере, руки сзади держат рычаги, спина прямая. Наклоняем туловище вперед, руки тянем к пояснице – вдох, вернуться и. п. – выдох. Старшая группа- 5 раз, подготовительная группа – 7 раз.
• «Скалолаз» сидим к рычагам лицом, держим их прямыми руками. Подтянуть рычаги к груди – вдох, вернуться и. п. – выдох (только для детей подготовительной группы)
• «Насос» ребенок лежит на тренажере животом, ухватившись за «ручки», ноги прямые. Подтягиваем руки к плечам – вдох, вернуться и. п. – выдох (только для детей подготовительной группы)
2. «Диск – здоровья» состоит из двух металлических дисков, соединенных между собой центральной осью с шайбой. Диск лежит на полу.
• И. п. ребенок стоит на диске, с помощью рук крутит себя то вправо, то влево.
• И. п. ребенок стоит одной ногой на диске, другой на полу, Отталкивает себя ногой и крутиться то в правую сторону, то в левую сторону.
• И. п. ребенок стоит на диске на четвереньках, руки упираются о пол, голова смотрит вперед. Отталкиваясь руками, крутит себя в правую сторону, то в левую сторону.
• И. п. ребенок сидит на диске по – турецки, крутит себя руками то в правую, то в левую сторону.
• И. п. сидя на диске, ноги приподнять, голова смотрит «в небо». Крутит ребенок себя сзади руками (стараются не закружиться).
• И. п. стоя на диске одной ногой, другая на полу. Ребенок толкает себя ногой и старается не упасть с диска.
3. «Беговая дорожка»
• «Бегом в гору» ребенок, наступая полной ступней «бежит в гору», спина прямая.
• «Вверх в гору» ребенок, наступая полной ступней, шагает вперед.
• «Идем с горы» ребенок продвигается спиной вперед, сохраняя осанку. Дышим при этом носом.
• «Прыжки» ребенок делает прыжок вперед и толкает себя назад руками и ногами.
4. «Велотренажер»
Ребенок кладет руки на специальные датчики, крутит педали то быстро, то медленно. По окончании задания (1-2минуты) датчик показывает пульс.
Библиография
1. И. Красикова, детский массаж, С-П. Крона принт, 2000 г.
2. М. Н. Кузнецова, система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ (практическое пособие) Айрис пресс М., 2007 г.
3. С. Н. Зинатулин, планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания (методическое пособие) Айрис пресс М. 2007 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2005 год, стр. 54 – 74, «Мой друг тренажер»
5. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Фитнес – данс» (лечебно- профилактический танец, С-П., Детство – пресс, 2007 год.