Анжела Кулеш
Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
Коммуникативные игры для дошкольников
Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия с другими людьми.
Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.
Ниже описаны некоторые коммуникативные игры для разного возраста
Приветственные игры
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Коммуникативные игры. Консультации для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Приветственные игры помогают детям овладеть начальными навыками культуры общения- разными формами приветствия. Такие игры можно использовать в качестве ритуальных- включать одну и ту же игру в течении продолжительного времени в определенный режимный момент. Например, хорошо начинать с приветственной игры утреннюю гимнастику.
«Здравствуйте, ладошки!»
(для младших дошкольников)
Главная цель: формирование контроля за движениями.
Дополнительные цели: развитие способности концентрировать внимание; развитие умения различать части своего тела.
Ход игры:
Здравствуйте, ладошки!
(руки вперед, поворачивать ладони вверх-вниз)
Хлоп, хлоп, хлоп!
(3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки!
(«пружинки»)
Топ, топ, топ!
(топаем ногами)
Здравствуйте, щечки!
(гладим ладонями щечки)
Плюх, плюх, плюх!
(легко хлопаем по щечкам 3 раза)
Круглые мешочки!
(круговые движения кулачками по щекам)
Плюх, плюх, плюх!
(легонько ударяем кулачками по щекам 3 раза)
Здравствуйте, губки!
(покачиваем головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок!
(чмокаем губками 3 раза)
Здравствуйте, зубки!
(покачиваем головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк!
(щелкаем зубами 3 раза)
Здравствуй, мой носик!
(поглаживаем нос ладошкой)
Пи, пи, пи!
(нажимаем на носик указательным пальцем 3 раза)
Здравствуйте, гости!
(вытягиваем руки вперед ладонями вверх)
Привет!
(машем ручкой)
«Здравствуй, солнце ясное!»
(для средней и старших групп)
Главная цель: формирование доброжелательных отношений между детьми.
Дополнительные цели: развитие умения координировать движения с речью; создание эмоции радости.
Ход игры:
Здравствуй, солнце ясное!
(поднять вверх правую руку)
Здравствуй, весна красная!
(поднять вверх левую руку)
Небу синему – привет!
(скрещивать руки над головой)
Всем хотим мы дать совет:
(протягиваем руки вперед, затем ставим на пояс)
Чтобы день удачным был,
(правую руку в сторону)
Чтобы каждый вас любил,
(левую руку в сторону)
Не сердитесь, не ругайтесь,
(грозим пальцем)
А почаще улыбайтесь!
(протягиваем ладони вперед)
Психогимнастические игры и упражнения
Психогимнастические игры и упражнения посвящены определенному разделу псхомоторики. Они направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработку уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии, отработку желаемого поведения, расширения границ понимания другого человека.
Игра «Зверята»
(для младших дошкольников)
Главная цель: создание эмоционально благополучного микроклимата в группе.
Дополнительные цели: развитие умения слушать, способности выполнять подражательные движения.
Ход игры:
Мы сегодня не ребята,
А веселые котята.
(плавно выставлять руки-«лапки» вперед)
Всем покажем коготки.
Очень острые они
(сжимать и разжимать пальцы)
Мы сегодня не ребята,
А веселые утята.
(переступать с ноги на ногу, руки вдоль туловища-«крылышки»)
Вслед за уточкой идем,
От нее не отстаем.
(ходьба по кругу на прямых ногах, переваливаясь с боку на бок)
Мы сегодня не ребята,
А веселые щенята.
(руки-«лапки» перед грудью)
Можем хвостиком вилять
И тихонечко рычать.
(«вилять хвостиком», рычат и показывают зубки)
Мы сегодня не ребята,
А веселые козлята.
(сделать «рожки», приложив указат. пальцы к голове)
Любим рожками бодаться,
(наклонить голову вперед)
Бегать, прыгать и толкаться.
(прыгать и тихонько толкать соседа)
Мы сегодня не козлята,
Не утята, а ребята.
(берутся за руки)
Мы друзей себе найдем,
Хоровод свой заведем.
(водят хоровод)
Упражнение «Цветы»
(для средней группы)
Главная цель: побуждение к непосредственному общению без привычных вербальных и предметных способов взаимодействия.
Дополнительные цели: развитие мимических мышц; побуждение к самовыражению.
Ход игры: дети встают парами. Один ребенок – «цветок», второй «садовод». Дети- «садоводы» обходят свой «цветок» вокруг, смотрят на него. Дети «цветы» передают мимикой эмоции, о которых рассказывает педагог:
Сначала цветы испугались,
(пугаются)
Очень заволновались,
(дрожат, смотрят по сторонам)
Потом они удивились,
(поднимают брови вверх)
И снами цветы подружились,
(протягивают руки «садоводу»)
Нам они улыбались
(берутся за руки и улыбаются друг другу)
И весело с нами смеялись.
(кружатся, держась за руки и смеются)
Затем можно провести любую коммуникативную игру в парах или предложить детям исполнить парный танец.
Игра «Сосулька»
(для старших дошкольников)
Главная цель: развитие чувства эмпатии (сопереживания).
Дополнительная цель: обогащение эмоциональной сферы; обучение способам выражения эмоций.
Ход игры: дети спрашивают у девочки – Сосульки. Она им отвечает, передавая содержание в мимике, движениях и интонации.
- О чем, сосулька, плачешь
Ты с самого утра?
- Мне жалко, что на землю
Опять пришла весна.
Зима дома украсила
Хрустальной бахромой,
А по земле рассыпала
Снежинки- жемчуга.
Но тут с руками теплыми
Опять пришла весна
Ладошкой чуть дотронется-
И вмиг растает снег.
Об этом и горюю я –
Красы недолог век!
Координационно- подвижные речевые игры
Такие игры являются одной из форм психологического переключения во время занятия; дают возможность детям играть своим телом, как первым инструментом, передающим творческую активность; развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование; учат детей сотрудничать. Речевые игры помогают ребенку освоить выразительные средства речи и применять их при игровом общении, способствуют формированию навыков художественного общения. Разучивание стихотворений, сопровождающихся движениями, хорошо развивает также память и просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонация).
Обычно для речевых игр используются малые формы фольклора или небольшие шутливые стихотворения.
«Снежный ком»
(для младших дошкольников)
Главная цель: развитие положительных эмоций в игровой ситуации.
Дополнительные цели: развитие умения слушать; закрепление умения двигаться в свободном направлении, не сталкиваясь с товарищами
Ход игры:
Покатился снежный ком,
(вращаем кулачками перед грудью)
Я бегу за ним бегом,
Не догнать его никак!
(бег по залу врассыпную)
Поскользнулся….
Бах!
(быстро приседают)
Речевая игра- импровизация «Дорожка»
(для старших дошкольников)
Главная цель: развитие умения передавать настроение персонажей речевыми и пантомимическими средствами.
Дополнительные цели: развитие творческих способностей; побуждение к двигательным импровизациям.
Ход игры: дети делятся на 3 подгруппы – «кошки», «ребята», «снежинки». Пока дети одной подгруппы имитируют движения, остальные участники рассказывают стихотворение (другой вариант игры- дети выполняют движения все вместе за всех персонажей, двигаясь по кругу):
По чистой, по зимней дорожке
Бродили бродячие кошки.
Все кошки, все мышкины ножки
Следили на чистой дорожке.
(мягкими шагами идут «кошки»)
Мы тоже, мы тоже ходили,
Ходили и тоже следили
Башмаками своими, калошами
Грязными и нехорошими.
(широкими шагами идут «ребята», оглядываясь на свои следы)
И снежинки пришли на дорожку,
И прошли они самую крошку,
Прошли и сплясали немножко –
И чистая снова дорожка!
(легко на носках бегут «снежинки», кружатся и приседают на последнюю фразу)
Ритмические игры
Ритмические игры с использованием жестов способствуют развитию чувства ритма, которое имеет большое значение в развитие речи. Еще Б. М. Теплов, знаменитый психолог, отмечал, что на начальном этапе ее формирования ребенок сперва воспринимает, а потом воспроизводит ритмическую структуру слова, не умея проговорить его точно.
«Молоток»
(для младшей группы)
Главная цель: развитие чувства ритма.
Дополнительные цели: развитие координации между движениями и речью, умения слушать.
Ход игры: дети сидят на стульях,
Тук- тук, молоток,
(стучат кулачками друг о друга)
Забей гвоздиков пяток!
(стучат кулачками по коленям)
Тук – тук, тук- тук- тук,-
(стучат кулачками друг о друга)
И в подметку, и в каблук.
(топают ногами)
«Дождевые капли»
(для старших дошкольников)
Главная цель: развитие сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: формирование контроля за движениями; развитие чувства ритма; поддержка потребности в творческом самовыражении при игре на музыкальном инструменте.
Оборудование: бубен.
Ход игры: дети стоят в кругу, у одного из них бубен. Дети передают бубен по кругу под слова:
Дождевые капельки-
Бойкие подружки,
Дождевые капельки
Пляшут на опушке
Ребенок у которого оказался бубен, отстукивает на нем ритм, проговаривая «кап, кап…», дети повторяют ритмический рисунок. Игра повторяется 3-4 раза.
Игровые массажи
Игровые массажи снимают мышечное напряжение и помогают детям наладить доброжелательные отношения друг с другом. Такие массажи дети могут выполнять по одному, в парах и группах. Обязательное условие – движения выполняются от периферии к центру; при массаже рук – от кисти к плечу, при массаже ног – от носков к бедру, при массаже спины – от плеч к пояснице. Движения не должны быть очень сильными, болезненными. Ребенок должен получить от массажа только приятные ощущения.
Игровой массаж бедер «Дождик»
(для младших дошкольников)
Главная цель: снятие мышечного напряжения.
Дополнительные цели: обучение правильному выполнению приемов элементарного самомассажа; развитие чувства ритма.
Ход игры: дети выполняют массаж, сидя на стульях.
Дождик, дождик, капелька
Водяная сабелька
(легко постукиваем пальцами по бедрам в такт стихотворения)
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
(пилящие движения ребром ладони по бедрам)
«Колечко»
(для средних и старших групп)
Главная цель: обучение правильному выполнению массажа пальцев.
Дополнительные цели: развитие мелкой моторики, артикуляции и дикции.
Ход игры: дети сначала замыкают большой и указательный пальцы правой руки в колечко, потом левой руки.
Мы колечко примеряем
И на пальчик надеваем.
Один, два, три, четыре, пять!
(«надевают колечко» на каждый пальчик по очереди- от большого до мизинца, массируя их)
Снова будем примерять,
Наши пальчики считать-
Один, два, три, четыре, пять!
(поочередно загибают пальцы левой руки, начиная с мизинца)
Игровой массаж спины «Дождик»
(для старших дошкольников)
Главная цель: смягчение чувства недоверия к миру посредством тактильных контактов.
Дополнительные цели: снятие мышечного напряжения; закрепление умения осуществлять тактильное взаимодействие, основываясь на доброжелательных чувствах, желании доставить партнеру приятное.
Ход игры: дети встают друг за другом «паровозиком»
Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом!
(похлопывают друг друга по спине)
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
-Дома, дома посидите,-
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите,-
Бом! Бом! Бом!
(постукивают пальцами друг друга по спине)
Почитайте, поиграйте-
Бом! Бом! Бом!
А уйду- тогда гуляйте…
Бом. Бом. Бом.
(поколачиваю кулачками)
Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
(поглаживают спину ладонями)
Затем дети поворачиваются кругом и повторяют массаж.
Игры на внимание
Такие игры помогают концентрировать, активизировать внимание. Они не заменимы, когда детям нужно быстро перейти от одного вида деятельности к другому.
«Котенок»
(для средней группы)
Главная цель: развитие слухового внимания.
Дополнительные цели: создание благоприятной эмоциональной атмосферы; преодоление стеснительности.
Ход игры: дети идут вокруг водящего – Котенка, который стоит, закрыв глаза ладонями.
Мы по кругу идем
И котенка зовем.
Пусть глаза не открывает,
Нас по голосу узнает.
Ребенок, на которого покажет педагог, говорит: «Котенок, кис кис!» Котенок должен отгадать, кто его позвал.
Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.
Все игры взяты из методического пособия М. Ю. Картушиной «Коммуникативные игры для дошкольников».
В данном методическом пособии представлены коммуникативные игры различных видов, которые успешно применял автор в практической деятельности. Наряду с авторскими в книгу включены игры народов мира, направленные на формирование позитивного общения. К коммуникативным танцам и некоторым играм приложен нотный материал.
ЛИТЕРАТУРА:
• Методическое пособие М. Ю. Картушиной «Коммуникативные игры для дошкольников».
Инструктор по физической культуре
Кулеш Анжела Анатольевна
МДОУ № 15 «Золотая рыбка»