Татьяна Арнаутова
Вежливость. Нравственное воспитание дошкольников. Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Вежливость — нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям.
СЛАЙД 2
Преимущества вежливости
-Вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации.
-Вежливость даёт умение – «держать себя в руках».
-Вежливость придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.
-Вежливость даёт радость – от общения с людьми.
-Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении.
-Вежливость освобождает – от хамства и грубости
СЛАЙД 3
Публикация «Вежливость, Нравственное воспитание дошкольников, Консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
Проявление вежливости в повседневной жизни
-Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
-Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
-Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
-Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.
СЛАЙД 4
Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне, в большей или меньшей степени, находит выражение в культуре общения, составной частью которой является вежливость (Р. С. Буре, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Л. А. Пеньевская, Л. И. Каплан и др.).
СЛАЙД 5
В психолого-педагогической литературе содержится ряд подходов к изучению особенностей проявления вежливости у дошкольников
-Т. В. Антонова и Л. В. Лидак исследовали взаимосвязь между содержанием игровой деятельности и культурой общения детей старшего дошкольного возраста. При этом большое место в их исследованиях было уделено вежливости, как речевой стороне культуры общения детей. Исследователями было установлено, что успешность игры, во многом, обусловлена умением детей, проявлять вежливость в общении.
-В работах Р. С. Буре, Л. Ф. Островской установлена взаимосвязь между успешностью в трудовой деятельности и навыками вежливости у дошкольников.
СЛАЙД 6
-В исследованиях Н. И. Формановской, вежливость рассматривается в контексте речевого развития детей. Автор отмечает, что, если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Следовательно, для успешного воспитания вежливости у дошкольников необходимо учить их различать ситуации стандартизованного речевого общения и ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей за счет разнообразных формул речевого этикета, способствовать проявлению доброжелательности через интонацию, мимику, жесты.
-Отечественные педагоги (В. А. Горбачева, Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева и др.) и психологи (В. С. Мухина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы взаимоотношений.
СЛАЙД 7
Действия и поступки, совершенные ребёнком при соблюдении им правил общественного поведения, впервые начинают вызывать у него эмоциональные состояния: радость, удовлетворение при совершении достойных – «хороших» поступков и чувство смущения, неловкости, вины при совершении недостойных – «нехороших» поступков. Поэтому при воспитании вежливости у дошкольников необходимо влиять на чувства детей, развивать их. А. С. Макаренко говорил о том, что, если мы не воспитываем человеческие чувства, значит, мы ничего не воспитываем.
СЛАЙД 8
Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что
вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми,
способствует развитию коммуникативных способностей ребёнка.
воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы тем самым формируем культуру поведения детей, а, следовательно, закладываем основу для формирования общей культуры человека.
СЛАЙД 9
В педагогической литературе (исследования Н. Е. Богуславской, С. В. Петериной, В. Г. Нечаевой, Н. А. Носковой, В. И. Логиновой и др.) рассматривается ряд методов и приёмов воспитания вежливости:
-культура и этикет воспитателя;
-разъяснение, напоминание, показ;
-оценка действий и поступков;
-упражнения;
-поручения;
-контроль над выполнением правил;
-этические беседы;
-решение проблемных ситуаций;
-игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры-занятия;
-чтение художественных произведений;
СЛАЙД 10
Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий:
-высокая культура воспитателя;
-проведение целенаправленных занятий по формированию у детей представлений о вежливости;
-создание ситуаций, в которых дети упражняются в закреплении и практической реализации -полученных представлений;
-воспитатель создаёт в группе атмосферу доброжелательности,сотрудничества;
СЛАЙД 11
Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д. А. Виноградовой были выделены критерии вежливости:
-наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);
-поведение по правилам вежливости;
-осознанное применение норм вежливости
СЛАЙД 12
На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень - у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.
СЛАЙД 13
Средний уровень - есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.
СЛАЙД 14
Высокий уровень - есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении - с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.
СЛАЙД 15
Дидактическая игра «Вежливо или невежливо».
Цель: продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами, их правильное употребление.
Дидактическая игра «Нам не тесно».
Цель: учить детей избегать ссор, вести себя вежливо, не толкаться, считаться друг с другом.
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.
СЛАЙД 16
Дидактическая игра «Мне нравится с тобой дружить».
Цель: учить детей быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь, уважать друг друга как личность.
Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Цель: учить детей распределять роли, умение строить вежливый диалог между детьми; выполнять ролевые взаимодействия.
Дидактическая игра «Вежливый трамвайчик».
Цель: познакомить детей с новой игрой, правилами игры, закреплять знания вежливых слов.