Папки-передвижки

Вежливость. Нравственное воспитание дошкольников. Консультация для педагогов и родителей

Татьяна Арнаутова
Вежливость. Нравственное воспитание дошкольников. Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД 1

Вежливость — нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям.

СЛАЙД 2

Преимущества вежливости

-Вежливость даёт возможность – достойно выйти из любой ситуации.

-Вежливость даёт умение – «держать себя в руках».

-Вежливость придаёт силы – для проявления только лучших человеческих качеств.

-Вежливость даёт радость – от общения с людьми.

-Вежливость обеспечивает ясность – в словах, мыслях и поведении.

-Вежливость освобождает – от хамства и грубости

СЛАЙД 3

Публикация «Вежливость, Нравственное воспитание дошкольников, Консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах

Проявление вежливости в повседневной жизни

-Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.

-Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.

-Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.

-Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.

СЛАЙД 4

Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне, в большей или меньшей степени, находит выражение в культуре общения, составной частью которой является вежливость (Р. С. Буре, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Л. А. Пеньевская, Л. И. Каплан и др.).

СЛАЙД 5

В психолого-педагогической литературе содержится ряд подходов  к изучению особенностей проявления вежливости у дошкольников

-Т. В. Антонова и Л. В. Лидак исследовали взаимосвязь между содержанием игровой деятельности и культурой общения детей старшего дошкольного возраста. При этом большое место в их исследованиях было уделено вежливости, как речевой стороне культуры общения детей. Исследователями было установлено, что успешность игры, во многом,  обусловлена умением детей,  проявлять вежливость в общении.

-В работах Р. С. Буре, Л. Ф. Островской установлена взаимосвязь между успешностью в трудовой деятельности и навыками вежливости у дошкольников.

СЛАЙД 6

-В исследованиях Н. И. Формановской, вежливость рассматривается в контексте речевого развития детей. Автор отмечает, что, если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Следовательно, для успешного воспитания вежливости у дошкольников необходимо учить их различать ситуации стандартизованного речевого общения и ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей за счет разнообразных формул речевого этикета, способствовать проявлению доброжелательности через интонацию, мимику, жесты.

-Отечественные педагоги (В. А. Горбачева, Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева и др.) и психологи (В. С. Мухина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы взаимоотношений.

СЛАЙД 7

Действия и поступки, совершенные ребёнком при соблюдении им правил общественного поведения, впервые начинают вызывать у него эмоциональные состояния: радость, удовлетворение при совершении достойных – «хороших» поступков и чувство смущения, неловкости, вины при совершении недостойных – «нехороших» поступков. Поэтому при воспитании вежливости у дошкольников необходимо влиять на чувства детей, развивать их. А. С. Макаренко говорил о том, что, если мы не воспитываем человеческие чувства, значит, мы ничего не воспитываем.

СЛАЙД 8

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что

вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми,

способствует развитию коммуникативных способностей ребёнка.

воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы тем самым формируем культуру поведения детей, а, следовательно, закладываем основу для формирования общей культуры человека.  

СЛАЙД 9

В педагогической литературе (исследования Н. Е. Богуславской, С. В. Петериной, В. Г. Нечаевой, Н. А. Носковой, В. И. Логиновой и др.)  рассматривается ряд методов и приёмов воспитания вежливости:

-культура и этикет воспитателя;

-разъяснение, напоминание, показ;

-оценка действий и поступков;

-упражнения;

-поручения;

-контроль над выполнением правил;

-этические беседы;

-решение проблемных ситуаций;

-игры и игровые приёмы, игры-инсценировки, игры-занятия;

-чтение художественных произведений;

СЛАЙД 10

Правильная организация процесса общения включает в себя соблюдение следующих педагогических условий:

-высокая культура воспитателя;

-проведение целенаправленных занятий по формированию у детей представлений о вежливости;

-создание ситуаций, в которых дети упражняются в закреплении и практической реализации -полученных представлений;

-воспитатель создаёт в группе атмосферу доброжелательности,сотрудничества;

СЛАЙД 11

Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д. А. Виноградовой были выделены критерии вежливости:

-наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);

-поведение по правилам вежливости;

-осознанное применение норм вежливости

СЛАЙД 12

На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень - у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.

СЛАЙД 13

Средний уровень - есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.

СЛАЙД 14

Высокий уровень - есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении - с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.

СЛАЙД 15

Дидактическая игра «Вежливо или невежливо».

Цель: продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами, их правильное употребление.

Дидактическая игра «Нам не тесно».

Цель: учить детей избегать ссор, вести себя вежливо, не толкаться, считаться друг с другом.

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.

СЛАЙД 16

Дидактическая игра «Мне нравится с тобой дружить».

Цель: учить детей быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь, уважать друг друга как личность.

Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Цель: учить детей распределять роли, умение строить вежливый диалог между детьми; выполнять ролевые взаимодействия.

Дидактическая игра «Вежливый трамвайчик».

Цель: познакомить детей с новой игрой, правилами игры, закреплять знания вежливых слов.

Публикации по теме:

Беседа с детьми средней группы «Вежливость. Вежливые слова» Цель: закреплять знания детей о том, что такое вежливость, вежливые слова; закреплять умение говорить друг другу вежливые слова; воспитывать.

Беседа «Доброта и вежливость дружбе не помеха» «Доброта и вежливость дружбе не помеха, а…» Цель - формировать у воспитанников навык устанавливать дружеские вежливые, доброжелательные.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе «Вежливость» Тема этого занятия "Вежливость". Это занятие коротенькое. Предлагаю всего 3 упражнения. Третье упражнение – это растяжка, её можно делать.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе «Вежливость» .

Конспект занятия в средней группе «Вежливость и доброта — две сестры» Цель: -Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. -Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

Консультация на тему «Вежливость — воспитывается вежливостью» Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими,это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но.

Консультация для педагогов «Современные требования к проведению ООД» Современные требования к проведению организованной образовательной деятельности в ДОУ. Трудности в работе педагога: Идти за детьми, и в.

Развлечение в старшей группе «Вежливость и доброта» Развлечение тема: «Вежливость и доброта» Старшая группа Цель: -формировать представления о доброте, радости, огорчении, дружеских взаимоотношениях.

Развлечение с родителями «Да здравствует вежливость и доброта!» Развлечение с родителями Тема: «Да здравствует вежливость и доброта!» Выполнила: воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №134» Фролова.

Конспект занятия «Вежливость спасёт мир» «ВЕЖЛИВОСТЬ СПАСЁТ МИР» Цель: - Сформировать в сознании детей понятие «доброта», «вежливость». Задачи: - Формировать умение давать оценку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вежливость. Нравственное воспитание дошкольников. Консультация для педагогов и родителей
Опубликовано: 31 января 2016 в 11:22
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вежливость. Нравственное воспитание дошкольников. Консультация для педагогов и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Арнаутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД