Ольга Долгова
Консультация для педагогов «Формирование звуковой культуры речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
К трем годам произносительная сторона речи у детей не совсем сформирована : несовершенства в произношении звуков и слов, отсутствие некоторых звуков сказывается на произношении слов. Отчего речь детей недостаточна чистая и внятная. Все это является причиной необходимой работы педагога по улучшению качества звуковой культуры речи детей раннего возраста. Каково же содержание работы по звуковой речи детей вы уже прочитали.
Основными приемами работы по формированию ЗКР в раннем возрасте являются:
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование звуковой культуры речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
— показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми («Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у»);
— объяснения, указания («Козочка кричит: ме-ме-ме … Улыбнитесь и скажите вместе со мной: ме-ме-ме … высунули – вот язычок, спрятали язычок – нет язычка»);
— словесные упражнения («Как мяукает кошка? Скажем все вместе»);
— сопряженное и отраженное проговаривание звукоподражаний, слов, текстов со звукоподражаниями («Послушайте, как я скажу … Скажем вместе. А теперь Маша (Сережа) скажи»);
— игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и др.).
Чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо развивать подвижность пальцев с помощью пальчиковой гимнастики. Сначала воспитатель не спеша четко произносит стихотворение и медленно показывает движение руки. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в пауза. По началу дети выполняют движения вместе со взрослыми. Если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, надо взять руку и действовать вместе с ним. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении
Занимаясь с детьми, нужно помнить следующее: с ребенком, у которого язык малоподвижен (во рту каша или ребенок вообще не говорит, нужно начинать занятия со статических упражнений (где язык не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.
Развивая речь детей необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, не договаривают слова и затрудняются в произнесении длинных фраз. Необходимо помнить, что упражнения на развитие речевого дыхания быстро утомляют ребёнка, иногда (в случае неправильного выполнения задания) могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы, выполнять упражнение не более 10 секунд) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Во время проведения игр и упражнений необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щёки, а губы вытягивал вперёд.
Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. К звукам, которые должен различать ребенка относятся: звуки природы, звуки, которые издают животные и птицы, транспортный шум, звучащие игрушки, звуки детских музыкальных игрушек.
Голосовой аппарат детей раннего возраста недостаточно окрепший. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью, с разным темпом. Основными целями данных игр являются развития умения говорить то громко, то тихо (например большая и маленькая собачка, умение пользоваться только громким или только тихим голосом, развивать умение пользоваться высотой голоса в зависимости от ситуации (например в игре «Дует ветер» легкий ветерок, сильный ветер, развивать умение изменять тембр голоса изображая животных.
Работа над звукопроизношением проводится со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков. Так как данные игры выполняют и роль речевой гимнастики, то и как любая гимнастики проводятся систематично, ежедневно. Какие основные методы и приемы используются, вы видите на слайде. Хочу обратить внимание на то, то упражнения на звукопроизношению необходимо проводить с детьми плохо выговаривающих звуки и с детьми хорошо и четко говорящих Их речь будет образцом для подражания. Важно предоставить ребенку возможность для тренировки, не прибегать к частому исправлению неправильного произношения.
Как показывает практика, реализация задач по воспитанию звуковой культуры речи наиболее эффективна при использовании выше перечисленных речевых игр и упражнений.