Получи документы

Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей с ОНР»

Светлана Мамедова
Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам коррекции речевого развития детей с ОНР.

Задачи: способствовать уточнению имеющихся у педагогов знаний по вопросам формирования и развития связной речи у детей с ОНР; содействовать повышению их уровня компетентности по данной теме; способствовать развитию умения применять технологии, методы и приемы, направленные на формирование и развитие связной речи у дошкольников; содействовать развитию стремления педагогов к самообразованию.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование связной речи у детей с ОНР“» размещена в разделах

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по выражению Ф. А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Речь считается связной, если для нее характерны:

- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- ясность (понятность для окружающих);

- правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Таким образом, связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, в которой отчетливо прослеживается тесная взаимосвязь речевого и умственного развития детей. Чтобы рассказать о чем-нибудь, необходимо четко представлять предмет или событие, о котором будет рассказ, уметь анализировать, отбирать существенные признаки, свойства, определять причинно-следственные и временные связи и т. д. В речевом плане нужно уметь подбирать подходящие слова, строить сложные предложения, использовать выразительные языковые средства, интонацию, логическое ударение.

Однако, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы. Поэтому овладение ими связной речью как «вершиной» речевой деятельности, включающей все остальные уровни, является для них наиболее сложной задачей.

Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговора с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).

В среднем дошкольном возрасте детей продолжают приучать вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими.

Следует больше обращать внимание на качество ответов. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах.

Продолжается воспитание культуры речевого общения.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Закреплять умение участвовать в общей беседе.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. Употреблять их без напоминания.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Во второй младшей группе детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывании по картине с близким детскому опыту сюжетом). Дети через индивидуальную работу постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок, к составлению рассказов из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе детей учат пересказывать содержание не только хорошо знакомых им сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. Кроме этого, детей 5-ого года учат составлять описательные рассказы по картинам и игрушкам, передавая структуру описательного и повествовательного рассказов.

Детей продолжают индивидуально обучать рассказыванию из личного опыта.

В старших группах дошкольников продолжают учить последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

Основные методы формирования диалогической речи :

- Разговор воспитателя с детьми.

Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Инициатором разговора может быть не только воспитатель, но и сам ребенок.

- Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

- прием словесных поручений;

- дидактические игры;

- подвижные игры, которые содержат диалоги.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ. Пересказ – это связное изложение художественного произведения. Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.

Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. В художественном произведении имеется определенное содержание, которое раскрывает его тему. Дети должны внимательно прослушать текст, осознать, прочувствовать идею, основную мысль автора произведения, запомнить и воспроизвести готовые речевые формы. В рассказе ребенок сам должен продумать организацию текста, подобрать нужные для раскрытия темы речевые средства (словарь, синтаксис и т. д., логику и последовательность изложения мыслей.

Приемы обучения детей рассказыванию (пересказу)

В многолетней практике выделены и апробированы следующие приемы обучения детей рассказыванию :

- совместное рассказывание. Он может быть использован в средней группе. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила была девочка. Однажды она… а на встречу ей…»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям;

- образец рассказа – это краткое, живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец используется во всех возрастных группах, на разных этапах занятия (в начале занятия и по ходу для коррекции детских рассказов);

- анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа;

- план рассказа – это 2-5 вопросов, определяющие его содержание и последовательность. Чем младше дети, тем вопросов в плане должно быть меньше;

- коллективный разбор плана. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства;

- моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Такие схемы-подсказки используются при составлении пересказа или рассказа. В начале они должны быть очень подробными, затем их можно постепенно сокращать, уча детей самостоятельному проектированию рассказа. Также схемы можно составлять совместно с детьми, придумывая символы.

Также используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон.

При обучении детей рассказыванию используются разные виды моделей:

а) распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа.

б) ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

в) можно использовать также символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения.

Важным моментом в обучении детей рассказыванию является постановка детской цели, мотивация. Мотивация придает смысл деятельности. Повысить интерес к рассказу помогают следующие приемы:

1. Игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись). Дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет. Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

3. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.).

4. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Она должна быть краткой и содержательной, направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер и используется во всех возрастных группах.

Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи показывает, что особенности их речевого развития приводят к трудностям в обучении их связной речи традиционными методами и приемами. Поэтому целесообразно использовать специальные технологии и методики.

К игровым технологиям можно отнести:

- Использование логопедического сухого бассейна. В большую емкость с крупой можно поместить различные фигурки. С этими фигурками можно разыгрывать небольшие диалоги, знакомые сказки или придумывать самостоятельные сюжеты.

- Игра «Окошки» - картинка закрыта белым листом бумаги, в котором вырезаны окошки разных геометрических форм. Через эти окошки видны фрагменты картинки, по которым дети додумывают весь сюжет, тем самым активизируя словарный запас, развивая воображение, учась составлять предложения и рассказы.

Активно развивать связную речь у дошкольников с ОНР можно при помощи продуктивной деятельности, когда ребенок на основе созданной им композиции, рисунка и т. д. рассказывает об этапах, последовательности своей работы. Или в начале работы оречевляет замысел поделки, сюжет будущей композиции.

К специальным методикам по развитию связной речи у детей с ОНР можно отнести методику В. К. Воробьевой. Эта методика учит детей некоторым правилам, которые помогают им построить связное речевое высказывание, что особенно важно для дошкольников с системными нарушениями речи. Особенностью данной методики является то, что сначала формируются ориентировки в языковых средствах рассказа, затем первоначальный навык связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста. Для активизации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения автор предлагает использовать игры на восстановление порядка картин, на развитие замысла, ассоциативные словесные игры и т. д. После этого осуществляется переход к формированию навыков связной повествовательной речи на материале рассказов цепной организации и составлению описательных рассказов с опорой на графический план.

При пересказе и рассказе обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализовываться только в том случае, если

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей с ОНР»
Опубликовано: 27 декабря 2020 в 07:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мамедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД