Анна Гриднева
Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей огромный интерес. Дети могут подолгу перекладывать палочки или другие предметы, преобразовывая фигуры. При этом у детей формируются значимые качества: самостоятельность, наблюдательность, формируются навыки конструирования.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемые в старшем возрасте головоломки с палочками. Они основаны на трансформировании одних геометрических фигур в другие.
В ходе обучения способам решения задач на смекалку задания даются в градации уровня сложности.
Публикация «Консультация для педагогов „Занимательная математика для старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Головоломки первого уровня сложности предлагаются детям в определенной последовательности, например, составить 2 равных треугольника из 5 палочек, составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить 3 равных треугольника из 7 палочек и т. д.
Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения одной фигуры к другой. Поначалу дети пытаются составить 2 отдельных треугольника (квадрата). После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику (квадрату) другого, для этого достаточно 2(3)палочки.
В процессе поиска решения воспитатель обращает внимание детей на то, что, прежде чем выкладывать ответ, надо сперва подумать, как это можно сделать, рассмотреть возможные варианты.
Пример:
Составление треугольников и квадратов.
Цель: обучение детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
Материалы : счетные палочки, доска, мел.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 палочек, положить их перед собой.
- Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте.
После того, как большинство справились с заданием, воспитатель просит их поделиться своими решениями. Обращает внимание на то, что выполнить задание моно по-разному. Воспитатель зарисовывает на доске возможные способы.
Затем воспитатель просит составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить 2 равных квадрата.
После выполнения задания рассматриваем разные варианты выполнения, и воспитатель зарисовывает на доске.
Вопросы для анализа: как составили 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделали сначала, что потом? Из скольких палочек составили 1 квадрат? Из скольких палочек пристроили к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов?
Последовательность заданий первого уровня сложности:
Из 5 палочек -2 равных треугольника;
Из 7 палочек -2 равных квадрата;
Из 7 палочек -3 равных треугольника;
Из 9 палочек -4 равных треугольника;
Из 10 палочек -3 равных квадрата;
Из 5 палочек -1 квадрат и 2 равных треугольника;
Из 9 палочек -1 квадрат и 4 треугольника;
Из 10 палочек -2 квадрата (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого);
Из 9 палочек -5 треугольников(4 маленьких, полученные в результате пристроения, образуют 1 большой);
Из 9 палочек -2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек – 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).