Ольга Ларионова
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности»
Воспитатель: Ларионова О. И.
1 слайд. Тема выступления «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности»
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2 слайд. Актуальность. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей личной безопасности. Любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. В детском саду и за его пределами детей могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения.
3 слайд. Что же такое безопасность? Безопасность – это такое состояние человека, которое с определённой вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другими, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать.
4 слайд. В работе с детьми по формированию основ личной безопасности можно выделить цель : Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи:
- дать представление дошкольникам первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
-формировать у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
5 слайд. Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:
1. Принцип последовательности. Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к не знакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста.
2. Воспитание собственным примером. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. (Например, наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак светофора, перед близко идущим транспортом и т. д.) Поэтому здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей.
3. Соответствие формы обучения возрасту ребёнка. Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения той или иной информации в различных его формах.
4. Включённость обучения в контекст повседневной жизни. Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. д.
5. Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.
6 слайд. Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности осуществляется через все виды детской деятельности и с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, развитие речи.
7 слайд. Формы, методы и средства ознакомления детей правилам личной безопасности.
Формы организации деятельности детей дошкольного возраста :
Организованная деятельность детей.
Совместная деятельность взрослых и детей.
Свободная деятельность взрослых и детей.
Условия :
Микроклимат в ДОУ.
Предметно-пространственная среда.
Средства ИКТ комплексно решают поставленные задачи:
Воспитательные;
Образовательные;
Развивающие.
8 слайд. Формы организации работы по формированию основ личной безопасности дошкольников. Беседы, развлечения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры, рассматривание иллюстраций, игровые тренинги, решение ситуаций, дидактические игры, НОД.
9 слайд. Дидактические игры дают возможность познакомить детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
10 слайд. Произведения художественной литературы заставляют ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Здесь используем загадки, сказки, стихи, рассказы, рассматривание иллюстраций, рассматривание плакатов, наборы открыток и др. Очень важно побеседовать с ребенком о прочитанном произведении, уточнить мнение ребенка о поступке героев.
11 слайд. Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».
12 слайд. Наблюдения и экскурсии, на их протяжении обсуждаем с ребёнком возникающие ситуации, находя вместе с ребенком правильный выход.
13слайд. Ситуативно-имитационное моделирование (процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Т. е., научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях.
14 слайд. Не меньший интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта. Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты.
15 слайд. Взаимодействие с родителями.
Анкетирование родителей.
Проведение семинаров-практикумов для родителей «Подражая, учимся!»
Проведение конкурса рисунков «Эмблема здоровья моей семьи»
Конкурсные работы, в которых отражены спортивные увлечения детей и родителей
Наглядная агитация: стенды, папки-передвижки, буклеты, рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний
Совместные мероприятия, выставки, конкурсы
Оказание консультативной помощи родителям по вопросу сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников
16 слайд. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
1. Знакомить родителей с опасными для здоровья ситуациями, возникающими дома, на даче, в лесу, у водоема и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
2. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, качелях, горке, в песочнице, во время катания на велосипеде т. д.)
3. Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (безопасное хранение лекарства, предметов бытовой химии, электрических приборов; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т. д.)