Ирина Кривовичева
Консультация для педагогов «Формирование исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности должно происходить постепенно, с учетом возрастных особенности детей и руководствоваться принципом постепенного усложнения заданий. Рассмотрим некоторые приемы формирования исследовательского поведения старших дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование исследовательских умений старших дошкольников в проектной деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Развитие умения видеть проблему. Увидеть проблему часто бывает сложнее, чем решить ее. Умение видеть проблемы – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Поиск проблемы достаточно трудное занятие для дошкольников, решению этой сложной педагогической задачи в значительной мере помогут следующие упражнения:
«Назовите как можно больше признаков предмета»
Это задание помогает ребенку учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Педагог называет любой предмет. Детям необходимо вспомнить как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским, удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательного командного конкурса.
«Сколько значений у предмета»
Это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, учит сосредоточиваться, находить в обычном новые, неожиданные возможности, благодаря чему развиваются основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет (газета, карандаш, ложка, коробка и др.). Предлагается задание: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета. Считать правильными только те варианты, которые действительно применимы, поощряются самые неожиданные ответы.
2. Развитие умения выдвигать гипотезы. Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Гипотеза, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка.
Научить детей формированию гипотез достаточно сложно, поэтому необходима специальная работа, использование упражнений типа:
«Что случилось?»
Педагог предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры
ситуаций: «Мише не разрешили смотреть телевизор», «Катя поссорилась с подругами», «Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т. д.
«Если бы…»
Педагог предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы: родители уменьшились до размера мышки, бабушка превратилась в ребенка, кровать стала крошечной и т. д.?
Поощряются все идеи детей, выделяются наиболее интересные и оригинальные.
Проводя упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы, педагогу необходимо объяснить детям, что, выдвигая предположения, обычно используют следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если.
3. Развитие умений задавать вопросы. Для того, чтобы вырабатывать гипотезы, следует учиться, размышляя, задавать вопросы. Педагог, желающий помочь ребенку приобрести этот важный для любого исследователя навык, должен знать, что вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы и делится условно на две части – базисную (исходная информация) и указание на ее недостаточность. Базисом вопроса являются исходные знания, которые в явной или в неявной формах могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им, они обычно называются операторами вопроса.
Для развития этого умения предлагаются следующие упражнения:
«Данетка»
Один из детей загадывает слово, сообщает всем только смысловую
область. Например, это «животное», «литературный герой» или «предмет мебели». Участники по очереди задают вопросы, например: «Это млекопитающее?»; «У него есть хвост?»; «Это герой сказки?»; «Это взрослый человек?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». Нельзя сразу задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это мышь?» или «Это диван?»
«Угадай, о чем спросили»
Одному участнику дается карточка с вопросом. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Все остальные дети должны догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему наш город называется Саранск? Что такое лифт? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Почему зайцы зимой меняют окрас? Почему космонавт надевает в космосе скафандр? Какое у тебя любимое время года? Почему зимой идет снег? и т. д.
4. Развитие умения давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определить понятие – указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. С точки зрения исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. факт. Старшим дошкольникам можно предложить следующие упражнения:
«Отгадай»
Педагог загадывает и дает словесное описание предмета, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передается детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету. Возможны варианты этого задания: для малышей воспитатель может выставить несколько предметов и загадывать один из них; более сложные варианты – загадать один из предметов, находящихся в этой комнате, или предмет, которого здесь нет.
Приведем несколько примеров загадок-определений:
Сперва блеск,
за блеском треск,
за треском плеск. (Молния, гром, дождь) Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Горох)
Практически все загадки представляют собой попытку дать определение тому или иному понятию и являются важным средством
развития этого умения у детей.
Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. На это занятие мы также привыкли смотреть как на простую забаву. А между тем в кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разными определениями предметов, явлений, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не можем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе. И нам приходится не только мыслить логически, но и активизировать собственные знания.
5. Развитие умений классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой, разветвленной. Например, поделим все звуки на группы: речевые и неречевые. В свою очередь, речевые звуки можно поделить на гласные и согласные, а согласные
– на твердые и мягкие и т. д.
Например, можно предложить детям популярное задание – «четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан – и отделить овощ - помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Дети могут расклассифицировать эти предметы и по цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (они оба - красные, а банан и груша – в другую – они желтые. Можно классифицировать эти предметы по форме : яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан имеет другую форму.
Каждому педагогу известно, как важен в обучении элемент необычности и занимательности. Поэтому иногда очень полезно использовать задания, содержащие явные ошибки. Они делают занятия более эмоциональными и при этом позволяют объяснить настоящие правила логики, в частности - классифицирования.
6. Развитие умений наблюдения. Наблюдение, пожалуй, – самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы ребенок научился пользоваться этим методом исследования, необходимо развивать внимание и наблюдательность. Этому помогают следующие упражнения:
«Рассматривание»
Педагог ставит перед детьми какую-нибудь вещь. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче. Дети внимательно и спокойно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет и просит детей вспомнить и назвать все его
детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета. Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.
«Кто пропал?»
Педагог выставляет перед детьми несколько предметов (игрушек) и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время ведущий убирает один или несколько предметов (игрушек). Дети должны назвать недостающие предметы.
Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности - парные картинки, содержащие различия. Заданий подобного рода сейчас много в детских книжках, журналах и газетах.
7. Развитие умений и навыков экспериментирования. Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.
Мысленный эксперимент. Английский психолог, специалист в области обучения одаренных малышей Джоан Фримен предлагает решить в ходе мысленных экспериментов следующие задачи:
– Что будет, если все станут выше ростом?
Что можно сделать из куска бумаги?
Подобные задачи могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Уровень требуемых ответов может быть разным.
По аналогии с этими заданиями можно предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.
Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Опираясь на исследования Т. А. Егоровой, для работы с малышами предлагам эксперимент «Где что лежит».
Приведем несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, которые можно предложить старшим дошкольникам.
Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»
Детям предлагается собрать несколько разных предметов, например: деревянный брусок, чайную ложку, игрушечную металлическую тарелочку, яблоко, камешек, пластмассовую игрушку, морскую раковину, небольшой резиновый мячик и др.
Когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.
Эксперимент «Как вода исчезает?»
Приведем пример другого эксперимента с водой – исследование процесса «исчезновения» воды. Детям известно, что вода может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства.
Возьмем разные предметы, например: губку, газету, кусочек ткани (полотенце, полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Теперь аккуратно ложкой будем понемногу поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Перечислим. Из впитывающих, выделим: губку, газету, ткань или дерево. Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?
Много интересных опытов можно провести с магнитом и металлами, с отражением, с домашними животными. Это лишь несколько примеров экспериментов, доступных детям. В настоящее время издается много книг с описанием подобных методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.
8. Развитие умения высказывать суждения. Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие.
Для развития способности к суждениям можно предложить упражнение, приведенное ниже.
«Проверьте правильность утверждений»
Все друзья в моем дворе любят мороженое.
Паша живет со мной в одном подъезде.
Следовательно, он любит мороженое.
(Утверждение верное).
Все тигры – полосатые.
Барсик – полосатый.
Следовательно, Барсик – тигр.
(Утверждение неверное, ведь не только тигры бывают полосатыми.)
Все японцы – черноволосые.
Катя – черноволосая.
Следовательно, она – японка.
(Утверждение неверное, ведь не только японцы бывают черноволосыми.)
9. Развитие умений делать вывод или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.
Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения по аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:
«Что на что похоже?»
Педагог предлагает детям подумать, на что похожи узоры на ковре, очертания облаков, автомобили и т. д.?
Упражнения, направленные на поиск предметов, имеющих общие признаки и поэтому способных считаться аналогичными, несколько сложнее:
1. Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными ( возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).
2. Усложним задание: назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности старших дошкольников : альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом; чертеж; экскурсия.