Ирина Коптелова
Консультация для педагогов «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности дошкольников через игры»
▼ Скачать +Заказ
«Без игры нет, и не может быть полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
Василий Александрович Сухомлинский.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности дошкольников через игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование духовно - нравственных основ важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Целью работы воспитателя является:
-Формирование у детей осознания, понимания добрых дел и поступков.
-Учить анализировать, делать выводы.
-Отличать плохих и хороших героев по поступкам.
-Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа.
Задачи, которые ставим перед собой:
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
-Формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
- Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
- Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других) .
- Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, формировать бережное отношение к ней.
Из поставленной цели и задач можно сделать вывод: игра – одно из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания дошкольника.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности : он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
В работе с детьми используют следующие виды игр:
-сюжетно–ролевые игры
-дидактические игры
-подвижные игры
- строительные
-театрализованные игры
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты:
Сюжет – то есть деятельность, которую отражают дети в своих играх.
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
Дидактические игры.
Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.
Дидактическая игра – это игра направлена на получение конкретного результата.
У детей формируются представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании духовно - нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными.
Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Подвижные игры.
Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность.
Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие, как в роли ведущего, так и в роли игроков, они с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить.
Строительная игра.
Это игра с использованием строительного материала, которым может быть как конструктор, так и песок, и глина. Строительные игры помогают детям, развить чувство коллектива, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение договариваться, помогать друг другу, ведь все эти качества немаловажный аспект в развитии духовно – нравственных качеств ребенка, ведь если ребенок научился помогать сверстнику, он научится помогать и остальным.
Театрализованная игра.
Особо хочется выделить значение театрализованной игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.
Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою.
Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, улучшается диалогическая речь.
Также, театрализованная деятельность, направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Существует еще один класс игр: традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие, а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Что, игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности ребенка. Каждый вид игры будь то дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная или театрализованная, оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.
По итогам консультации подготовлена памятка для педагогов «Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям»
Используемая литература:
1. Беляков Е. А. 365 развивающих игр – Айрис - Т67 пресс, 1999. – 304с.
2. Зимняя. И. Я. Педагогическая психология. – М. : Логос, 2000. – 382с.