Ананьева Евгения
Формирование познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна. Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Публикация «Формирование познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством народных сказок» размещена в разделах
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
ЦЕЛЬ нашей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:
Обучающие задачи:
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные задачи:
- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго – герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа, в которой нет полутонов, а присутствуют глубокие яркие цвета.
В сказке присутствует яркая образность. Благодаря сказке ребенок познает мир и не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра.
. Необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал: привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев.
В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Необходимо акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эту работу можно проводить и дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.
Особенности ознакомления детей со сказкой :
1. знакомство со сказкой
2. эмоциональное переживание знакомого материала
3. художественная деятельность детей (изготовление поделок и рисунков по мотивам русских народных сказок)
4. обыгрывание сказочных сюжетов через разные виды театров, в сюжетных играх и свободной деятельности.
Основной формой является чтение сказки. Одним из главных требований к воспитателю здесь является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит непосредственная образовательная деятельность
Для содействия образному восприятию сказок используем иллюстративный материал: в стиле И. Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова, которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства.
Наиболее активными формами работы со сказкой являются инсценирование сказок, постановка спектаклей по ним. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля участвовали все дети группы. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело» : кто – то играет, поет песенки, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей и т. д. ,
Влияние сказок на духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Интерес к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор у детей и интерес к истории России и русского народа.