Рабадангаджиева Патимат Курбановна
Консультация для педагогов ДОУ «Требования к уголкам природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Центр природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы) :
Комнатные растения в центре природы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Требования к уголкам природы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Подготовительная к школе группа
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения).
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге : циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус); размножение клубнями (глоксиния); живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.
Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.
Постоянными обитателями центра природы - комнатные растения:
• В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.
• В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.
• В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.
• В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Фикус,
фиалка,
герань, традесканция, сансевьера.
Примула,
Бегония,
Герань,
Колеус,
Бальзамин,
Кливия,
Аспидистра,
Фикус,
Традесканция,
Рейнекия, Драцена
Бегония,
Герань,
Бальзамин,
Кливия
,Аспидистра,
Фикус,
Традесканция,
Рейнекия,
Драцена, Хлорофитум, Агава,
Примула,
Аспарагус 2 вида Бегонии,
2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др.
Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.
2 виды Бегонии,
2 вида Герани, Колеус,
Плющ,
Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус.
На каждое растение можно вместе с детьми старшего дошкольного возраста оформить «паспорт» или «визитную карточку» растения. Данный продукт имеет название и схему наблюдений
Схема наблюдения
1. Высота растения - высокое, низкое
2. Характер растения - светолюбивое, тенелюбивое
3. Тип стебля - прямой, вьющийся, стелющийся
4. Форма листовой пластинки - овальные, круглые, треугольные
5. Ширина листовой пластинки - широкие, узкие
6. Цвет листовой пластины
7. Поверхность листовой пластины - тонкие, толстые, опушенные
8. Края листовой пластинки - ровные, с зубчиками
9. Расположение листьев
10. Полив
11. Уход
Временные обитатели центра природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осень Зима Весна Лето
Букеты осенних цветов в вазах;
Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)
Поделки детей из природного материала (старший возраст) Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)
Ветки деревьев и кустов в вазах;
Экибаны, поделки детей Ветки деревьев и кустарников в вазах;
-Ящики с рассадой;
Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)
букеты цветов
в вазах
Календарь наблюдений: старших группах дети находят и закрашивают дни недели, значками обозначают погодные явления, изображают дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняют календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»
Календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Календаря наблюдения за ростом растения - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть - цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
В центре природы в каждой группе необходимо иметь: натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.
Наполнение центра природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований ООП.