Анастасия Степанова
Консультация «Требования к речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Требования к речи педагога»
Качество речевого развития дошкольника зависит во многом от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в ДОУ. Развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.
Публикация «Консультация „Требования к речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Владеть родным языком, значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль.
Одна из первостепенных задач воспитателя- подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для детей?
Дети учатся у воспитателя правильно произносить звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т. д.
Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно, доступно, короткими фразами; правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия, не употреблять слова-паразиты, исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.
Вводя новое слово педагог объясняет его значение, побуждает употреблять его в речи.
В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, смотреть телепередачи.
Хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель.
Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон.
Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье)- следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного влияния взрослых.
Дефекты звукопроизношения могут закрепиться и стать привычкой в более зрелом возрасте.
По правилам современного русского языка буквосочетание «чн» следует произносить, как «шн», сочетание согласных»сш», «зж» произносится как удвоенный долгий звук Ш, сочетание согласных «зж» произносится как долгий удвоенный звук Ж, сочетание звуков «тч», «дч» произноситься как «ч», а «сч», «зч» ,как «щ».в глаголах окончания «-тся», «-ться» произносися, как «ца».
Интонационная выразительность речи- немаловажный фактор воздействия на ребенка. Интонации помогают маленькому ребенку понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, посупку.
Немаловажное значение имеет темп разговора педагога с детьми.
Быстрая речь малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем говорят.
Монотонный темп, снижает внимание, «убаюкивает», и, следовательно, сказанное может быть не дослушано.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или ускоряя его в зависимости от смыслового содержания.
Голос- профессиональный инструмент педагога. Его надо беречь от перегрузок. Надо разговаривать с детьми голосом умеренной силы, иногда делая переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот.
Голос воспитателя не должен звучать без нужды- это утомляет и взрослого, и детей.
Огромное значение имеет то, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми.
Мимика, позы и жесты дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.
Использование в речи фразиологизмов «бить баклуши», эпитетов «шапочка, будто одуванчик белая и пушистая», афоризмов благотворно влияет на восприятие речи, позволяет глубже воздействовать на слушателя.
Т. о. говоря о речи педагога можно подвести итог :
1. Правильность речи- соответствие языковым нормам, орфоэпическим и нормам словоизменения и словообразования.
2. Точность речи- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в основе.
3. Чистота речи - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
4. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
5. Выразительность – интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. способствуют не только формированию выразительности, но и более полному пониманию речи взрослого, обращенной к детям.
6. Богатство-умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
7. Уместность- употребление в речи единиц, соответствующих условию и ситуации общения.
8. Важное значение имеет правильное использование педагогом невербальных средств общения, умение не только говорить, но и слышать.