Елена Каримова
Консультация для педагогов ДОУ «Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
«Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании»
Разработала
воспитатель
МДОУ «Детский сад №148
о. в.»
Г. Магнитогорска
Каримова Е. Н.
На сегодняшний день, актуальным вопросом в дошкольном образовании является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО).
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценны участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержки своей инициативы в разных видах деятельности. Поддержка инициативы и самостоятельности - важное условие необходимое для развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
• проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.
Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в повседневной работе с дошкольниками.
Начинать работу надо с планирования совместной детско-взрослой деятельности, а именно с грамотного написания планов воспитательно-образовательной работы, способствующих реализации Основной Образовательной Программы Дошкольной Организации (ООП ДО, соответствующей ФГОС ДО, которые в последствие:
• систематизируют работу педагога и распределят его время наиболее рационально;
• при реализации, «дадут» на выходе к школе воспитанников, обладающих самостоятельностью, творческим поиском, проявляющих инициативу, способных выбирать себе род занятий, учитывать интересы окружающих.
Планирование образовательной работы в детском саду — это педагогическое моделирование деятельности педагога.
План работы педагога позволяет :
— четко сформулировать цель, стратегические и тактические задачи воспитания и образования;
— целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы образовательной работы;
— спрогнозировать результаты своей деятельности.
Планируя свою работу по поддержки детской инициативы и самостоятельности необходимо придерживаться следующих принципов:
• Вариативности — предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Деятельности — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Креативности — создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
В плане должны прослеживаться формы работы с детьми для развития детской инициативы :
• Непрерывная образовательная деятельность (НОД) – это занятие;
• Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей - это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;
• Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы
Педагогу важно продумать, как спланировать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности должна отражаться в плане во всех видах деятельности детей на протяжении всего дня, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Самое яркое – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании:
• самостоятельные сюжетно-ролевые,
• режиссерские и театрализованные игры;
• развивающие и логические игры;
• музыкальные игры и импровизации;
• речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
• самостоятельная деятельность в книжном уголке;
• самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
• самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В плане важно отражать различные методы и приемы, способствующие развитию инициативы и самостоятельности у дошкольников :
• опыты и экспериментирования,
• наблюдение и труд в уголке природы,
• ритуал планирования самостоятельной деятельности (во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься,
• групповой сбор;
• алгоритмы;
• моделирование ситуаций;
• индивидуально-личностное общение с ребенком;
• поощрение высказывания оригинальных идей;
• использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
• дидактическая игра. (в наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности).
• При организации продуктивной деятельности нужно планировать приемы мотивации на достижение цели:
1. широкие мотивы и непосредственно связанные с процессом учения - личностный мотив - мотив достижения
2. поощрение и признание взрослого
3. игровой мотив
4. соревновательный мотив
5. прием определения значимости деятельности (изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т. п.,
• самоорганизованная деятельность (важно прописать в плане разнообразную игровую среду которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности);
• трудовая деятельность (совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой, где дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой, коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать. Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому необходимо планировать целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых (строителей, дворников);
• Метод «проектов». (применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей ( пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка);
Начинать планирование надо с анализа образовательных потребностей детей. Анализ необходим, чтобы исключить несоответствие запланированного материала возрастным особенностям воспитанников.
Так как ПВОР опирается на комплексно-тематическое планирование, каждая неделя освещает определенную тему. Педагог видит тему недели, зная потребности детей своей возрастной группы и учитывая их, педагог должен представить, какие он сможет создать условия для формирования у детей представлений по данной теме, через какую деятельность, какой будет продуктивная деятельность. какие применит способы поддержки детской инициативы :
• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
• Моделирование разных устройств.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Игры представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.
• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
• Создание воображаемых миров.
• Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания
предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
• Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
• Обеспечение благоприятной атмосферы.
• Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
• Поощрение высказывания оригинальных идей.
• Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
• Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
• Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
• Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
• Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
Создание условий — это важный этап формирования самостоятельности. Дети должны сами захотеть узнать о предлагаемой им теме, а задача педагога подвести детей возникновению этого интереса. Важную роль создания таких условий играет развивающая среда, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. В планах необходимо отражать изменения, который привносит педагог в развивающую предметно-пространственную среду, поскольку она является важной частью в формировании самостоятельности дошкольника, из нее ребенок черпает социальный опыт, это нужно учитывать, продумывая ее содержание. РППС должна соответствовать всем требованиям ФГОС ДО, то есть быть: насыщенной, полифункциональной, вариативной, безопасной, доступной, трансформируемой. Должна создаваться предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач.
Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.
В плане нужно отражать использование разнообразных схем, таблиц, моделей, способствующих формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).
Среду следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Изменения среды должны отражаться в плане с каждой новой тематической неделей. Для этого могут использоваться разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.
Особое внимание нужно уделить планированию прогулок : содержание прогулки должно отражать особенности времени года, включать индивидуальную работу, подвижные игры, труд, наблюдение, которые соответствуют возрастным особенностям детей Задачей воспитателя для поддержания детского интереса и инициативы является обновление и пополнение выносного материала. Для этого можно привлечь родителей, или изготовить атрибуты для игр с детьми в группе или на самой прогулке (например, из бросового материала). Рекомендую завести на группе картотеку прогулок для детей вашего возраста, выдержав градацию по временам года.
Очень важно продумать работу с родителями. Работа может быть расписана в различных формах проведения:
• родительские собрания,
• консультации (индивидуальные, групповые,
• семинары-практикумы,
• тематические выставки,
• эпизодические беседы с родителями,
• клубы по интересам,
• совместные праздники,
• развлечения и досуги,
• анкетирование,
• родительские посиделки,
• экскурсии,
• туристические походы,
• участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Планируя работу по поддержки детской инициативы и самостоятельности нужно придерживаться технологии разработки календарных планов :
• Начинать написание плана с режимных моментов : утро; день; вечер.
• Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
• Учитывать степень усложнения материала.
• Соответствие программно-методическому обеспечению.
• Включать все виды деятельности.
• Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Не забывать принципы планирования образовательной работы с детьми:
• Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.
• Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
• Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
• Учтены время года и погодные условия.
Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.
Библиографический список:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
3. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
4. Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
5. Бабаева Т. И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
6. Кожевникова Л. М. Карта детских инициатив / Л. М. Кожевникова – М. : Академия, 2009
7. Короткова Н. А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н. А. Короткова – М. : Академия, 2008.
8. Нищева Н. А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н. А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
9. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ — М. : Центр педагогического образования, 2008г.
10. Безрукова Е. В. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 8. - С. 12-23.
11. Белая К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГТ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - N 11. - С. 6-9.