МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ «Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании»

Елена Каримова
Консультация для педагогов ДОУ «Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов ДОУ

«Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании»

Разработала

воспитатель

МДОУ «Детский сад №148

о. в.»

Г. Магнитогорска

Каримова Е. Н.

На сегодняшний день, актуальным вопросом в дошкольном образовании является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО).

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании“» размещена в разделах

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценны участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержки своей инициативы в разных видах деятельности. Поддержка инициативы и самостоятельности - важное условие необходимое для развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

• проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок способен к волевым усилиям;

• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

• способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в повседневной работе с дошкольниками.

Начинать работу надо с планирования совместной детско-взрослой деятельности, а именно с грамотного написания планов воспитательно-образовательной работы, способствующих реализации Основной Образовательной Программы Дошкольной Организации (ООП ДО, соответствующей ФГОС ДО, которые в последствие:

• систематизируют работу педагога и распределят его время наиболее рационально;

• при реализации, «дадут» на выходе к школе воспитанников, обладающих самостоятельностью, творческим поиском, проявляющих инициативу, способных выбирать себе род занятий, учитывать интересы окружающих.

Планирование образовательной работы в детском саду — это педагогическое моделирование деятельности педагога.

План работы педагога позволяет :

— четко сформулировать цель, стратегические и тактические задачи воспитания и образования;

— целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы образовательной работы;

— спрогнозировать результаты своей деятельности.

Планируя свою работу по поддержки детской инициативы и самостоятельности необходимо придерживаться следующих принципов:

• Вариативности — предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Деятельности — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Креативности — создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

В плане должны прослеживаться формы работы с детьми для развития детской инициативы :

• Непрерывная образовательная деятельность (НОД) – это занятие;

• Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей - это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;

• Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы

Педагогу важно продумать, как спланировать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности должна отражаться в плане во всех видах деятельности детей на протяжении всего дня, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Самое яркое – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании:

самостоятельные сюжетно-ролевые,

• режиссерские и театрализованные игры;

• развивающие и логические игры;

• музыкальные игры и импровизации;

• речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

самостоятельная деятельность в книжном уголке;

самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В плане важно отражать различные методы и приемы, способствующие развитию инициативы и самостоятельности у дошкольников :

• опыты и экспериментирования,

• наблюдение и труд в уголке природы,

• ритуал планирования самостоятельной деятельности (во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься,

• групповой сбор;

• алгоритмы;

• моделирование ситуаций;

• индивидуально-личностное общение с ребенком;

• поощрение высказывания оригинальных идей;

• использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

• дидактическая игра. (в наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности).

• При организации продуктивной деятельности нужно планировать приемы мотивации на достижение цели:

1. широкие мотивы и непосредственно связанные с процессом учения - личностный мотив - мотив достижения

2. поощрение и признание взрослого

3. игровой мотив

4. соревновательный мотив

5. прием определения значимости деятельности (изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т. п.,

самоорганизованная деятельность (важно прописать в плане разнообразную игровую среду которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности);

• трудовая деятельность (совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой, где дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой, коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать. Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому необходимо планировать целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых (строителей, дворников);

• Метод «проектов». (применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей ( пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка);

Начинать планирование надо с анализа образовательных потребностей детей. Анализ необходим, чтобы исключить несоответствие запланированного материала возрастным особенностям воспитанников.

Так как ПВОР опирается на комплексно-тематическое планирование, каждая неделя освещает определенную тему. Педагог видит тему недели, зная потребности детей своей возрастной группы и учитывая их, педагог должен представить, какие он сможет создать условия для формирования у детей представлений по данной теме, через какую деятельность, какой будет продуктивная деятельность. какие применит способы поддержки детской инициативы :

• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.

• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.

• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.

• Моделирование разных устройств.

• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

• Образно смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.

• Игры представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.

• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.

• Создание воображаемых миров.

• Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.

• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания

предметов).

• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.

• Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.

• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.

• Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

• Обеспечение благоприятной атмосферы.

• Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

• Поощрение высказывания оригинальных идей.

• Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

• Обеспечение возможностей для упражнения и практики.

• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

• Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

• Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Создание условий — это важный этап формирования самостоятельности. Дети должны сами захотеть узнать о предлагаемой им теме, а задача педагога подвести детей возникновению этого интереса. Важную роль создания таких условий играет развивающая среда, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. В планах необходимо отражать изменения, который привносит педагог в развивающую предметно-пространственную среду, поскольку она является важной частью в формировании самостоятельности дошкольника, из нее ребенок черпает социальный опыт, это нужно учитывать, продумывая ее содержание. РППС должна соответствовать всем требованиям ФГОС ДО, то есть быть: насыщенной, полифункциональной, вариативной, безопасной, доступной, трансформируемой. Должна создаваться предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач.

Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

В плане нужно отражать использование разнообразных схем, таблиц, моделей, способствующих формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

Среду следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Изменения среды должны отражаться в плане с каждой новой тематической неделей. Для этого могут использоваться разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Особое внимание нужно уделить планированию прогулок : содержание прогулки должно отражать особенности времени года, включать индивидуальную работу, подвижные игры, труд, наблюдение, которые соответствуют возрастным особенностям детей Задачей воспитателя для поддержания детского интереса и инициативы является обновление и пополнение выносного материала. Для этого можно привлечь родителей, или изготовить атрибуты для игр с детьми в группе или на самой прогулке (например, из бросового материала). Рекомендую завести на группе картотеку прогулок для детей вашего возраста, выдержав градацию по временам года.

Очень важно продумать работу с родителями. Работа может быть расписана в различных формах проведения:

• родительские собрания,

консультации (индивидуальные, групповые,

• семинары-практикумы,

• тематические выставки,

• эпизодические беседы с родителями,

• клубы по интересам,

• совместные праздники,

• развлечения и досуги,

• анкетирование,

• родительские посиделки,

• экскурсии,

• туристические походы,

• участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Планируя работу по поддержки детской инициативы и самостоятельности нужно придерживаться технологии разработки календарных планов :

• Начинать написание плана с режимных моментов : утро; день; вечер.

Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

• Учитывать степень усложнения материала.

• Соответствие программно-методическому обеспечению.

• Включать все виды деятельности.

• Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Не забывать принципы планирования образовательной работы с детьми:

• Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.

• Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

• Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).

• Учтены время года и погодные условия.

Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

3. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.

4. Большой Энциклопедический словарь. 2000г.

5. Бабаева Т. И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.

6. Кожевникова Л. М. Карта детских инициатив / Л. М. Кожевникова – М. : Академия, 2009

7. Короткова Н. А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н. А. Короткова – М. : Академия, 2008.

8. Нищева Н. А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н. А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

9. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ — М. : Центр педагогического образования, 2008г.

10. Безрукова Е. В. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 8. - С. 12-23.

11. Белая К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГТ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - N 11. - С. 6-9.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании»
Опубликовано: 2 мая 2021 в 16:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Отражение поддержки детской инициативы и самостоятельности в планировании»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каримова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД