Марина Муравьева
Консультация для педагогов ДОУ «Использование методики «Камешки Марблс» в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование методики «Камешки Марблс» в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Материал подготовлен
Муравьевой М. В., учителем-логопедом МБДОУ
д/с №14 «Оленёнок» г. Минеральные Воды
История Марблс
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Использование методики „Камешки Марблс“ в работе с детьми, имеющими речевые нарушения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Марблс. Игры с камешками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в Марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.
Изготовление Марблс
Веками Марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии Марблс. Первые Марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления Марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве Марблс. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления Марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров. Кроме того, эффектные Марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Применение камешков Марблс — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Перечень игр с Марблс и их описание.
Закрепление знаний по изучаемой лексической теме, классификация знаний.
Игра «Выложи по контуру».
Дети выкладывают по контуру изображения предметов посуды при изучении темы «Посуда», изображения предметов одежды при изучении темы «Одежда» и так далее.
Игра «Подари камешек».
Дети накрывают изображения домашних животных красными камешками, а диких-синими.
Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Игра «Камешки-фишки».
Камешки выполняют функцию фишек и в зависимости от цвета обозначают гласные (красные камешки, твердые согласные (синие камешки, мягкие согласные (зеленые камешки).
Дети под картинками выкладывают звуковые схемы названий предметов или определяют место звука в слове, располагая камешки на картонной полоске в начале, в середине или в конце. Определяют количество гласных и согласных в слове.
Игра «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — слово на твёрдый согласный, красный - слово на гласный, зелёный — слово на мягкий согласный).
Формирование и развитие грамматического строя речи.
Игра «Волшебный сундучок».
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с определенным предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, зеленое яблоко, зеленая ель и т. д. ; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце,
желтый цыпленок и т. д.
Игра «Помоги Дюймовочке выбраться из болота».
Дети строят дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Камешек – слово, камешек – слово и т. д.
Автоматизация поставленных звуков.
Игра «Лабиринт».
Ребенок, используя большой камешек, движется по лабиринту в альбоме Комаровой Л. А. и называет картинки.
Игра «Чего не стало?».
Ребенок рассматривает и запоминает картинки. Одна картинка закрывается камешком Марблс, а ребенок определяет, чего не стало.
Развитие связной речи.
Сказки, рассказанные камешками Марблс.
«Жил-был Синий Человечек. И захотел он построить себе желтый домик. Возле домика он посадил зеленую елочку. А когда наступил Новый год, в гости к Синему Человечку пришли другие Человечки. Они радовались празднику, украсили елочку разноцветными фонариками и водили вокруг нее хоровод».
Дети активно участвуют в составлении сказок и с удовольствием выкладывают из камешков героев сказок и значимые предметы. В данной сказке это Человечки, домик, елочка с фонариками.
Развитие пространственных представлений.
Игры «Помоги бабочке долететь до цветка», «Помоги двум друзьям встретиться».
Игра «Выложи узор».
Педагог дает устные задания типа: положите красный камушек в центр листа, синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний, зеленый — в левый нижний.
Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагога.
Игра «Сделай, как я».
Педагог предлагает ребенку разложить камешки так, как сделал он, то есть повторить его узор.
Развитие тактильных ощущений.
Упражнение «Найди предмет» или «Угадай-ка».
Оборудование: глубокая емкость, камешки Марблс, игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами, называние игрушек.
Работа по профилактике дислексии и дисграфии.
Игра «Знакомство с буквой».
Оборудование: камешки Марблс, карточки с образцами букв для наложения камешков.
Игра «Зеркало».
Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Игра «Техники».
Восстановление «сломанных» слогов (добавление недостающих элементов букв).
Надеюсь, что предложенные игры заинтересуют педагогов, будут доставлять удовольствие детям и приносить несомненную пользу их развитию.
Желаю успехов!