Юлия Ильина
Консультация для педагогов ДОО с элементами тренинга «Общение с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить. Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят с воспитателями: играют, гуляют, занимаются. А вечером опять приходят папы и мамы и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мы там обо всём рассказали», а педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды! Почитайте, там все сказано». Согласитесь, картина безрадостная. И сразу хочется сказать, что такое просто невозможно.
Публикация «Консультация для педагогов ДОО с элементами тренинга „Общение с родителями“» размещена в разделах
Как показывает практика, общение педагогов с родителями, далеко не всегда можно назвать идеальным и безоблачным. И хотя характер общения зависит от личностных качеств участников, все же типичные ошибки допускают и те, и другие.
Давайте выделим общие принципы общения друг с другом, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия педагогов с родителями. Рассмотрим их на примерах.
Чем отличается человек от животного? Язык как средство познания и общения, накопления и передачи опыта, обмен информацией. Давайте ненадолго представим, что у нас нет речи, мы никак не можем общаться.
Упражнение «Идеальное общение - кто вы?»
Участники встают в круг.
Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, педагог-психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».
И как вам такое «животное общение?»
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить
1 правило «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это: Улыбка, имя собеседника, комплимент.
Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя,доброжелательная улыбка!
Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии!
Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребёнка). Загруженные,усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребёнка.
Но важно еще не просто улыбнуться, поздороваться и возможно сказать комплимент, но еще и с какой интонацией мы все это будем говорить.
Теперь я предлагаю попробовать и применить эти три плюса в общении.
1 круг - сказать фразы с разными оттенками интонации.
2 круг – представить, что перед вами родитель, необходимо обратиться к нему по имени и сделать ему комплимент.
Молодцы! Двигаемся дальше. Рассмотрим следующее правило.
Упражнение "Рисунок по инструкции".
Предлагаю выйти двух участников и сесть спиной друг к другу. Один участник получает карточку с изображением рисунка. Его задача - инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.
1 вариант – Без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.
2 вариант - С обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.
Обсуждение: Как было легче? В первом случае или во втором?
2 правило-эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.
Примечание: после вывода рисуется контур рожицы и рот в улыбке
3 правило
Упражнение "Слушание в разных позах".
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:
• Сидя друг напротив друга.
• Говорящий стоит, слушающий - сидит.
• Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.
Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на "одном уровне", "глаза в глаза".
Примечание: после вывода рисуются глаза
4 правило - Не искажать смысл сказанного. Если непонятно – переспросите, забыли – запишите.
Упражнение "Вера Коркина".
Описание упражнения "Для выполнения этого упражнения мне необходимо 3 человека. Один человек останется здесь, рядом со мной, а остальным придется выйти на несколько секунд за дверь".
Инструкция к первому участнику: "Сейчас я вам прочитаю текст, который надо передать другому участнику. Ваша задача - передать как можно точно смысл текста.
Текст.
" 10 января 1996 года, в детском саду № 15 произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.
Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6 - го брака, сперепугу забыл взять ее домой, и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8-я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7 - я жена - без алиментов.
На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай".
Обсуждение: Сравните, что сохранилось общее, а в чем различия?
Как следовало бы изменить инструкцию, чтобы повысить эффективность запоминания? (можно записать и переспросить).
Что мешало слушать более внимательно? Какие моменты запомнились лучше и почему?
Вывод: давайте не будем искажать смысл сказанного. Если непонятно - переспросите, запишите.
5 правило-любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.
Упражнение "Встреча на узком мостике".
Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра.
Инструкция: "Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик - это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами - тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов. "
Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 "мостика".
Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие "в воду" пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?
Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто, прежде всего стремились помочь партнеру.
Примечание: после вывода рисуются волосы (приглаженные).
Итак, сделаем общий вывод общение - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не будем искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.