Наталья Синягина
Консультация для педагогов «Игра — форма организации детской жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складыается характер. Основной вид детской деятельности – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. (Краснощекова Н. В. С/р игры для детей дош. возраста)
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.
Игра – это отражение ребенком окружающей реальности. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт : действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.
Игра – это импровизация, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.
Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок вступает в общение со сверстниками, учится устанавливать с ними отношения, осваивает социальный опыт.
Игра имеет самодеятельный характер. Дети – творцы игры, ее создатели. В игре дети выражают свое отношение к событиям, которые наблюдали в своей жизни.
Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечая того, что он учится, приобретает новые знания и умения.
Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей. Дети подбирают атрибуты к игре, предметы-заместители, развивают свои способности. К. С. Станиславский в книге «Работа актера над собой» характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду замысла. Такой вид игры в какой-то мере роднит ее с искусством, с образным отражением действительности. Дети отражают окружающий мир через роль, образ.
Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Сюжетно-ролевые игры детей отражают труд взрослых, отношения в семье. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими участниками, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре. Через игру осуществляется социализация ребенка в обществе сверстников: формируются такие качества как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.
Важной особенностью игры как формы организации жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра. Если воспитатель организует ее разумно, он получает возможность влиять на детей.
Многие серьезные моменты для ребенка необходимо превращать в форму игры. Игра является важнейшим средством воспитания и развития детей. А. С. Макаренко писал «И я как педагог должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой».
Воспитатель должен быть близким детям, желанным участником их игр. Используя содержание и правила игры, свою игровую роль, он тактично направляет ее ход, взаимоотношения играющих, не подавляя их самостоятельности.
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допускать возникновение нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому.
Вне педагогического руководства игры детей могут оказывать и нежелательное влияние. К таким относятся игры, вырабатывающие жестокость, грубость, азарт, тщеславие.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому педагогами она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.
Так дидактические игры мы используем для формирования новых знаний и умений, на организованной деятельности по лепке, конструированию изготавливаем игрушки, обыгрываем их, речевые игры для развия речи, обогащения словаря, подвижные игры для развития разнообразных движений, их координации, ловкости, меткости и других физических качеств, сюжетно-ролевые игры для формирования социально-коммуникативных и трудовых навыков, пальчиковые игры для развития мелкой моторики.
Для дошкольника игра – это и труд, и обучение, и способ познания окружающего мира, усвоение социального опыта и духовно-нравственных ценностей.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Однако наблюдения показывают, что в последнее время в играх детей произошли существенные изменения. Дети стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры на «профессиональные сюжеты». На смену им приходят оторванные от реальной жизни сюжеты, заимствованные из мультипликационных фильмов. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство. К такому выводу пришла еще в 2002 году Е. О. Смирнова – исследователь детской игры.
Чрезвычайно важной целью дошкольного образования сегодня является стимулирование развития самостоятельной игровой деятельности детей. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.