Светлана Пожидаева
Консультация для педагогов «Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.
Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.
Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим!
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников старшего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.
Многолетний опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.
Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.
Представленные ниже игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников и могут использоваться педагогами ДОУ на всех этапах работы.
1. «Машинки»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.
Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.
2. «Узелки»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: шнур.
Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.
3. «Пуговицы»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики «Оденем куклу».
Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.
4. «Лошадка»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.
Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
5. «Вертушка (вертолёт)»
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.
Оборудование: вертушка для развития дыхания.
Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
6. «Колокольчик»
Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.
Ход игры: дети становятся в круг.
Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик другому (по кругу).
7. «Гаражи»
Цель: научить детей дифференцировать звуки Л-Р.
Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки (или конструктор-лего) для изготовления «гаражей»; на одном «гараже» буква Р, на другом – буква Л.
Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: или. Помести машинку в «гараж» с соответствующей буквой.
8. «Птички на дереве»
Цель: научить детей дифференцировать звуки С-Ш.
Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, шапка, собака, коса, сапоги, нос, сумка.
Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки или, если в названии картинки есть звук, то он помещает её на дерево с буквой -Ш, если в названии картинки есть звук -С, то он помещает её на дерево с буквой -С.
9. «Три медведя»
Цель: научить детей определять позицию звука «К» в слове, работать над просодикой.
Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.
Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи благодарят и говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.
10. «Построй домик»
Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.
Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.
Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.
11. «Наряди ёлку»
Цель: научить детей определять позицию звука в слове.
Оборудование: трёх ярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук (звук должен находиться в разных позициях).
Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается на нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается на среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается на верхнем ярусе ёлки.
12. «Украшаем ёлку»
Цель: учить детей дифференцировать звуки С-Ш, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: ёлка из зелёного картона, «ёлочные украшения»: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т. д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.
Ход игры: ребёнок берёт «ёлочное украшение», называет картинку и какой звук в ней, или, находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.
13. «Силуэты»
Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак (силуэты к ним).
Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука в этом слове.
14. «Кубик бросай-слово разбирай»
Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, аист, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сок, мышка; кубик; красные, синие, зелёные фишки (для звукового анализа слов).
Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.