Чижова- Cоложенцева Ольга
Консультация для педагогов детских садов «За что дети любят сказки Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов детских садов.
«За что дети любят сказки Чуковского»
Хорошая книга сразу же становится близким и верным другом ребенка. Любимые произведения дети слушают много раз подряд, рассказывают товарищам и взрослым, запоминают наизусть.
Публикация «Консультация для педагогов детских садов „За что дети любят сказки Чуковского“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Словно со старыми добрыми знакомыми встречаются дети и с прекрасными сказками Чуковского «Мойдодыр», «Чудо - дерево», «Доктор Айболит».
В чем же секрет неувядаемой прелести и притягательной силы этих сказок? Чем объяснить ту популярность, которой пользуются многие произведения Чуковского, написанные несколько десятилетий назад? К. И. Чуковский не только своеобразный и талантливый детский поэт, но и один из старейших русских литераторов, исследователей русской поэзии. Много лет своей жизни он отдал изучению ребенка, его мышления и языка. Результат неутомимой исследовательской работы – книга «От двух до пяти», имеющая большую научную ценность и широкую популярность у читателей. На огромном фактическом материале в этой книге раскрываются закономерности детского мышления, речи.
Опираясь на пристальное изучение вкусов и требований детей, писатель делает интересные выводы, касающиеся формирования детской психики, развития восприятия дошкольников. Почти каждое издание книги дополнялось, материал осмысливался все глубже и глубже. «Иная страница в моей книге опирается на материал, который я собирал – по словечку! –в течение сорока с чем –то лет».
В 1957году при переиздании книги Чуковский обратился к читателям с просьбой, сообщить ему речения их родных и знакомых ребят. Это дало ему возможность еще раз обновить книгу многими свежими фактами.
Дети «пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись»,- пишет Чуковский и делает вывод : стихи в период дошкольного детства- одно из самых сильных средств воздействия на мысли и чувства ребенка.
В связи с этим поэт раскрывает свое широкое понимание воспитательной роли литературы. Чуковский много работал над созданием таких стихов, которые с раннего детства прививали бы любовь к бессмертной народной поэзии, помогали бы воспитывать высокие моральные качества и эстетический вкус, который позволит в будущем отличать подлинное искусство от фальши. Залогом создания удачного произведения для детей автор считает глубокое знание устного народного творчества. Это одно из важнейших положений, которым автор руководствовался в своем творчестве.
«Народ в течение многих веков выработал в своих песнях, сказках, былинах, стихах идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку»- пишет К. И. Чуковский в своей книге.
Огромная педагогическая ценность народных сказок, их моральный пафос заключается в том, что они возвещают победу добра над злом, ума над глупостью, сердечности над жестокостью. Сколь ни тяжелы были бы испытания, какие бы трудности ни стояли на пути, в конечном итоге герой преодолевает их. Это воспитывает у детей уверенность в том, что счастливый финал не случаен, а является результатом настойчивого труда, упорства, смекалки. В народных сказках герои отчетливо разделены на отрицательных и положительных. Лисица- хитрая, заяц- трусливый и т. д. Герои произведений Чуковского и в этом отношении напоминают героев сказок. Чтобы сделать образ выпуклее и помочь детям быстрее разобраться в героях, поэт наделяет их какой - ни будь одной яркой чертой. Доктор Айболит- добрый, Федора- неряха, мальчик из «Мойдодыра»- грязнуля.
Такой прием, выработанный в практике народного творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему. Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного – поэтического творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему.
Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного- поэтического творчества, например мотив побега от нерадивого или жестокого хозяина подвластных ему животных и предметов. Он нередко встречается в народных сказках. В «Федорином горе» автор широко использует художественные приемы, характерные для фольклорных произведений.
Среди них скороговорки:
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Обращение:
Ой вы, бедные сиротки мои!
Звукоподражание:
Куд- куда! Куд- куда!
Вы откуда и куда?
Следуя заветам народной мудрости и своим наблюдениям над детьми, Чуковский отмечает, что особенностями возраста читателя диктуется благополучное окончание произведений для маленьких. И действительно, посуда возвращается к раскаявшейся Федоре, храбрый комар освобождает Муху- Цокотуху от ненасытного паука и даже Бармалей становится мирным продавцом пряников и кренделей. Печальный исход сказки глубоко огорчает детей, зато сколько радости малышам несет победа полюбившихся героев, торжество красоты и добра над злом.
Чуковский написал для дошкольников около пятидесяти произведений, которые отличаются ярким, индивидуальным творческим почерком. Почти все его сказки многократно переиздавались: «Мойдодыр» сорок семь раз, «Тараканище» двадцать раз, «Цыпленок» шестнадцать раз.
Встреча с произведениями Корнея Ивановича Чуковского - большой праздник для детворы, одно из самых ярких и незабываемых впечатлений детства.