Ирина Плеханова
Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья.
Задачи:
1. Дать представление о «синдроме эмоционального выгорания», его симптомах, причинах появления.
2. Выявить уровень СЭВ у педагогов ДОУ.
Материалы:
Чистые листы, ручки на каждого участника; клубок ниток; цветные жетоны; «Чаша откровений».
Публикация «Семинар с элементами тренинга „Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада приветствовать Вас на 1-ом тренинге, входящем в цикл мероприятий, посвященных проблеме эмоционального выгорания педагогов. Об актуальности данной темы говорят результаты анкетирования «Оценка синдрома эмоционального выгорания», которые показывают, что у 28% педагогов высокий уровень СЭВ, у 58% - средний, у 14% - низкий. Эти результаты были ожидаемы еще и потому, что 80% от общего числа педагогического состава имеют стаж работы до 20 лет. Сегодня мы с вами вместе попробуем раскрыть сущность синдрома эмоционального выгорания, его симптомы и причины возникновенияВ начале нашего мероприятия мне хотелось бы провести тест на определение настроения.
«Тест Люшера».
Посмотрите на экран – перед вами таблица цветов.
Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее.
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
Ну а для того, чтобы наше общение было эффективным, предлагаю придерживаться следующих правил:
1. 1. Доброжелательность. (соблюдать доброжелательный стиль общения).
2. Активность. Если хотите научиться плавать, прыгайте в воду. Тренинг, это родник, но от вас зависит, будете вы пить или нет.
3. 2. Равенство. В тренинге принято отказываться от статусных различий, погружаться в атмосферу психологического равенства и обращаться друг к другу по именам и на «Ты».
4. 3. Взаимное уважение.
5. Конфеденциальность.
И чтобы начать нашу, я надеюсь, плодотворную работу, предлагаю сделать бейджики. (На бейджиках напишите свое имя, как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли во время тренинга и на первую букву напишите слово-определение, которое отражает ваш характер, темперамент или стиль жизни.)Прикрепляя бейджик себе на грудь, поприветствуем друг друга. Добрый день всем, я Ирина-игривая. А теперь попробуем сделать друг другу комплименты, играя в игру «Паутинка».
Упражнение «Паутинка».С помощью этого клубка мы будем ткать паутинку комплиментов. У каждого из нас сейчас есть возможность сделать друг другу комплимент и похвалить себя. Ведь в каждом из нас есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Все мы по-очереди будем держать в руках клубок, наматывать нитку на палец и произносить фразу «Я нравлюсь себе потому что…», перекатывая клубок соседу мы говорим «Таня, ты мне равишься, потому что…»
«Какая замечательная паутинка у нас получилась, она объединила нас и помогла узнать друг о друге что-то новое. Так и хочется сказать: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Если мы будем говорить друг другу комплименты, они бязательно вернутся к нам, тогда и жизнь наша будет более яркой и радостной. Пришло время распутывать паутинку, сейчас мы будем сматывать клубок и отвечать на вопросы:
1. Что вам понравилсь больше, говорить комплименты или получать?
2. Трудно ли было подобрать комплимент?
3. Какой комплимент вам понравился больше всего?
А теперь скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «работа»?Лично у меня оно ассоциируется с детьми, суетой, тревожностью. Сколько много ассоциаций вызывает у нас слово «работа» и многие из них характерны для эмоционального выгорания. А теперь давайте перейдем к теме нашей сегодняшней встречи.
Начать мне бы хотелось со слов французского философа М. Монтеля
«Самый ценный плод здоровья –
возможность получать удовольствие».
Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – значит жить, быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога. Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня в день испытывает педагог. Об этом говорят многочисленные исследования здоровья современного педагога. Нашу с вами профессию можно отнести к группе риска по частоте нарушения здоровья. Это было замечено еще в начале семидесятых годов XX века, когда ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Это явление удачно назвали «выгоранием».
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. «Запах горящей психологической проводки». Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
На основании вышесказанного можно дать определение Синдрому эмоционального выгорания :
- это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе;
- это развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к коллегам, воспитанникам и их родителям.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
В ОБЛАСТИ ЧУВСТВА: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных непреодолимых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостатчно совершенным
В ОБЛАСТИ МЫСЛИ: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
В ОБЛАСТИ ДЕЙСТВИЯ: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным, или наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Представьте себе, что с этой напряженностью-со стиснутыми зубами-воспитатель входит в группу. И детям даже ничего не надо говорить: происходит невербальный контакт, ведь мы знаем, что на 80% наше тело считывает информацию с собеседника, и только на 20% - глаза и уши. Поэтому только здоровый и духовно развитый педагог может воспитать психологически здорового человека.
Конфуций говорил:
«Будьте добрым, если захотите!
Будьте мудрым, если сможете!
Но здоровыми вы должны быть всегда!»
Помните, что мы должны заботиться о своем здоровье, а улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.
И тут хочется рассказать притчу:
«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».
Эту притчу я рассказала не случайно, т. к. именно в ваших руках-ваше здоровье и в ваших руках создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Т. к. только вы на 100% ответственны за все события в своей жизни, и за плохие, и за хорошие.
И еще не забывайте очень важное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал!»
И все же, чтобы сохранить свое здоровье нам необходимо уметь управлять своим внутренним состоянием.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. К естественным приемам регуляции организма можно отнести:
смех, улыбка, юмор;
размышление о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем за окном;
рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
Вдыхание свежего воздуха, чтение стихов;
Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
К методам саморегуляции относятся:
Антистрессовое дыхание
В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
• Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!
Аутогенная тренировка
В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
• Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,
• повторяйте эти фразы по несколько раз, находясь в состоянии глубокого расслабления.
Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове….; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе…; я спокоен за работу моего сердца…
МЕДИТАЦИЯ
Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.
ЙОГА
Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни.
Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
• стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
• учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
• проще относиться к конфликтам на работе;
• не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Я думаю, что у каждого из нас есть свои способы расслабляться, порой побаловать себя.
Упражнение «Порой мы балуем себя».
Сейчас каждому из вас понадобится лист бумаги и вся информация, которую вы запишите на листе. Будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому будьте искренни, не заглядывайте в лист коллег.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, заботясь о своем душевном здоровье. Теперь пронумеруйте их по степени удовольствия для себя. Как вы уже, наверное, догадались, это и есть ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь для восстановления сил».
А теперь самый главный совет – если вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие. Сохранив самообладание, вы сможете доказать себе, что вы сильный человек. А самое главное – вы сохраните свое здоровье.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть:
Запишите в столбик 4 буквы: Л Д Р П /можно под музыку/.
К каждой букве напишите цифры от 1 до 4.
К каждой группе /буква цифра/ прибавьте название какого - то животного, птицы, насекомого
Теперь по три качества, которые их характеризуют.
Расшифровка: л - любовь, д -дружба, р - работа, п – постель
Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, а животные, птицы, насекомые с написанными вами качествами – это то, как вы представляете себя в соответствующих жизненных процессах.
Ну и напоследок я предлагаю вам посмотреть видео о морских животных. Когда мы на них смотрим, в нашей душе наступает спокойствие и умиротворение.
Кроме выше сказанного в коллективах необходимо проведение различных семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания
А сейчас я попрошу вас заполнить «Чашу откровения».
Если вам понравился семинар-положите в чашу зеленый жетон.
Если вы сможете использовать информацию, полученную на семинаре для саморегуляции – положите желтый жетон.
Если скорее нет, чем да – положите красный жетон.
Если тренинг был пустым и ненужным положите белый жетон.