елена прокопова
Семинар-практикум для педагогов «Формирование художественно-творческой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Прокопова Е. Л., воспитатель
«Формирование самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников».
Семинар-практикум
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Особенности проявления творчества дошкольников
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Формирование художественно-творческой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Анализ процесса творчества у детей позволил выделить следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт — а именно способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что должны исключать творчество дошкольников. От последних требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений практически не происходит. Дело в том, что ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, пропускает его через свой личный опыт, который неповторим и уникален.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.
Начинающий рисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят её черед весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, по которой идёшь.
Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному.
Основные направления развития творческих способностей дошкольников
Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется
такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими
качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
В связи с этим основная линия разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей. Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сенситивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность.
По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Детское изобразительное творчество
Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного опыта и переработанного им, как способность создать образ и выразить своё отношение к нему.
За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей :
отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;
способы творческих действий;
качество детской продукции.
В первую группу входят:
искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
развитое творческое изображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства в условные ситуации;
увлеченность, захваченность деятельностью;
специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);
видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта.
Вторая группа
- выявляет качество способов творческих действий. В неё входят:
дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
нахождение новых приемов решения (когда старых недостаточно, самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из этих показателей проявляется в процессе деятельности, что требует от взрослого целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их проведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Третья группа
– показатели качества продукции детского художественного творчества. В неё входят:
нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
соответствие детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
На каждом возрастном этапе детства должно происходить преобразование задач, содержания, методов, форм работы с детьми с учетом и в связи со спецификой, своеобразием того или иного возрастного периода (доминирующих потребностей детей данного возраста, ведущего вида деятельности, магистральных линий развития, новообразований каждого возрастного периода).
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный
Стадия каракулей, стадия доизобразительного этапа начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки
Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках не возможно.
В возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения).
В возрасте 5-6 лет - стадия правдоподобных изображений – характеризуется отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек.
В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению.
Линия развития творческого мышления, воображения в условиях изобразительной деятельности как самостоятельная задача сохраняется и в начальной школе. Дошкольник познает мир в форме особых образов, через воображение, а школьник в процессе мышления – в форме абстрактных понятий.
Развитие творческих способностей
Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей:
во-первых, эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
во-вторых, образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления);
в-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
в-четвертых, эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;
в-пятых; мелкую моторику рук.
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами., инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.
Следует дифференцировать сами понятия «замысел» и «тема». Тему дети легко определяют, словом или перечисляют входящие в неё предметы. Замыслить – это значит представить результат деятельности (в общих чертах). Лишь тогда, когда ребенок наглядно представляет задуманное содержание, он может искать средства воплощения образа (сюжета, созданного его воображением.
У детей 3 – 5 лет замыслы неустойчивы, как правило, возникают в процессе деятельности. Дети 5 – 7 лет способны замысливать изображение до начала работы.
У детей этого возраста необходимо формировать самостоятельное творчество и умение заранее планировать работу. Для развития творческих способностей большое значение имеет степень овладения техническими умениями и навыками.
ЗАДАНИЕ 1.
Технические навыки в рисовании и аппликации
как основа воплощения детьми своего замысла.
Содержание задания. Выяснить состояние технических навыков у детей по форме
Методика выполнения задания. В утренний отрезок времени предлагают двум детям задания по рисованию карандашом и кистью, задание по вырезыванию.
Предлагая, к примеру, заполнить узором сарафан, заштриховать вазу или др., взрослый анализирует уровень владения ребенком навыком штриховки, захвата карандаша, ритмом движения и пр., фиксируя данные в графе «Результат наблюдения» (знак + ставится при наличии навыка, знак – ставится при отсутствии, + и – ставятся в случае его недостаточной сформированности).
Полученные результаты обследования соотносят с требованиями программы, по которой работает группа, делают вывод об уровне овладения конкретным ребенком навыками и умениями в технике рисования.
ЗАДАНИЕ 2. Занятия по замыслу.
Содержание задания. Выявить особенности методики проведения занятий в разных возрастных группах.
Особенности организации и оборудования занятия по замыслу.
Направленность и специфику методов и приемов по формированию у детей разных возрастных групп эмоционального настроя, оригинальности и самостоятельности замысла, художественного образа, изображения.
Самостоятельность и активность детей, их умение характеризовать образ, сообщать о пространственной композиции, цветовом решении, называть способы изображения для выражения задуманного.
Особенности содержания и характера воплощения замыслов в изобразительной деятельности, их устойчивость, разнообразие замыслов.
Особенности проявления детей при воплощении замыслов, творческой активности и самостоятельности в выборе изобразительных средств, поиск выразительного образа, интерес к деятельности и т. п.
Особенности содержания индивидуальной работы воспитателя с детьми на занятии.
Методика выполнения задания. Взрослые наблюдают в течение занятия за детьми, за тем знакомятся с планом, вычленяют содержание предшествующей работы с детьми, устанавливают связь между проведенной работой и содержанием просмотренных занятий, анализируют особенности методики проведения занятий по замыслу в данной возрастной группе.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются :
Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.
Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность дошкольников
Особое место по развитию художественно-творческих способностей детей принадлежит свободной самостоятельной деятельности детей.
Самый высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что усвоенные изобразительные приемы становятся выразительными. Развитие самостоятельности тесно связывается с творчеством и потому, что, создавая выразительный образ в своем рисунке, ребенок самостоятельно выбирает конкретное содержание для работы, основываясь на своих представлениях, использует изобразительно-выразительные средства, ориентируясь на личные впечатления, полученные при разных обстоятельствах, реализует замысел без дополнительной помощи взрослых.
При организации условий для свободной изобразительной деятельности нужно учитывать, что рабочих мест должно быть столько, сколько детей, материал должен быть в доступном для ребенка месте, обязателен материал для выполнения работ в нетрадиционной технике рисования. Педагог не просто наблюдает за детьми. Он не рядом, а вместе с детьми, а, следовательно, сам участвует в деятельности, только косвенно.
Обязательным компонентом самостоятельной художественной деятельности является развитие пальчиковой моторики, которая проводится в следующих направлениях
Развитие подвижности каждого пальца, каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.
Развитие согласованных движений правой и левой руки.
Развитие художественно-творческих способностей связано с самостоятельной деятельностью, со свободой творчества и поэтому нельзя ограничивать их деятельность только учебными занятиями!
И. Кант отмечал: «Руки являются вышедшим наружу головным мозгом».
В процессе выполнения задуманного сюжета в самостоятельной художественной деятельности обращается внимание : на развитие глазомера, целенаправленного воображения, пространственного распространения (использовании правил перспективы, пропорциональности изображения. Иногда в ходе работы дети просят совета у воспитателя как лучше изобразить тот или иной предмет, состояние освещенности, погоды. Дети очень любят рассматривать работы, которые выполнил воспитатель за это же время, что и дети.
Создание предметной среды – путь активизации самостоятельной изобразительной деятельности.
Принципы построения развивающей среды:
Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контактов.
Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.
Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Самостоятельность детей в рисовании рассматривается как предпосылка успешного развития творчества. Самый высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что усвоенные изобразительные приемы становятся выразительными. Развитие самостоятельности тесно связывается с творчеством и потому, что, создавая выразительный образ в своем рисунке, ребенок самостоятельно выбирает конкретное содержание для работы, основываясь на своих представлениях, использует изобразительно-выразительные средства, ориентируясь на личные впечатления, полученные при разных обстоятельствах, реализует замысел без дополнительной помощи взрослых.
Работа над рисунком требует от ребенка большой умственной и практической активности (мышления, памяти, внимания, речи, воображения, волевых усилий, эмоционального отношения к содержанию и процессу, целенаправленных формообразующих движений и т. д.) Рекомендации по оснащению уголка для развития творческих способностей детей в самостоятельной художественной деятельности помогают подобрать нужный материал для данной деятельности.
В процессе выполнения задуманного сюжета в самостоятельной художественной деятельности обращается внимание : на развитие глазомера, целенаправленного воображения, пространственного распространения (использовании правил перспективы, пропорциональности изображения.
По окончании работы все «экспонаты» рассматриваются, по желанию дети высказываются, подбирают работы по темам для организации выставки для родителей. Все дети получают положительную оценку, иногда ищут свой рисунок с прошлого раза и сравнивают их.
Дома дети рисуют героев сказок, или мультфильмов, реализуют свои фантазии, используя знакомые техники, – «монотипия», «тычок», «рисование по сырому», рисование точками, и другими способами. Делают поделки из соленого теста, гипса, глины, пластилина и др.
В группе, педагоги оформляют вернисаж, в доступном для просмотра месте.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.
В специальной литературе были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области графического искусства:
умение держать карандаш в правой руке тремя пальцами, не слишком близко к концу;
умение обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде;
умение двигать кистью при рисовании линий по ворсу, при этом палочка должна находиться в наклонном положении по отношению к листу бумаги;
умение сохранить направления движения по окружности и по прямой;
умение рационально рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии;
умение сохранять направленность движений, своевременная остановка движения, регуляция размаха движений;
умения изменять направление движений;
умение соразмерять движения с длиной линий, величиной
умение быстро изменять направление движения на противоположное
Выделяют три уровня способностей движений, быстро изменяющих направления движения на противоположное:
высокий – свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положения руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых, прямолинейных, зигзагообразных линий, различать расположение мазков;
средний – неуверенно держат карандаш, умеют менять положения рук при рисовании прямых и волнистых линий, различают формы округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос;
низкий – не владеют умением держать карандаш и не меняют положение рук при рисовании прямых и волнистых линий, не различают формы контура.
Заключение
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования.
Проблемой развития детского изобразительного творчества и развития творческих способностей занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Кириенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабинской, Т. Я. Шпикаловой и др.
Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым.
Семинар – практикум хочется закончить словами великого педагога В. А. Сухомлинского:
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский.
Предложения:
Провести во всех возрастных группах смотр центров «Художественное творчество»
Работать над формированием художественной самостоятельной деятельности как основы передаваемого детям эстетического опыта и центрального, связующего понятия в системе эстетического воспитания дошкольников путем :
создания необходимых педагогических условий (общность целей интегрированных занятий;
отбор учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности; применения эффективных и технологических методов и приемов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ребенка; сохранение специфических возможностей каждого из искусств).
-Создание предметной среды – путь активизации самостоятельной изобразительной деятельности, основываясь на принципах построения развивающей среды: принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контактов.
- В свободное от занятий время, во второй половине дня, один раз в неделю всех детей приглашать поиграть с пластилином, красками, кистями, водой, природным, материалом, цветной бумагой, ножницами, клеем.
Литература:
В. И. Волынкин Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников Ростов-на- Дону 2007
г. Г. Грирорьева Изобразительная деятельность дошкольников, Москва, 1999
О. А. Куревина Синтез искусств, Москва, 2003
С. М. Зырянова Формирование представлений о художественном образе у детей дошкольного образа, Шадринск, 2005