ирина жигулина
Музыкально-двигательные композиции как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Создание музыкально-двигательных композиций, как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Согласно ФГОС дошкольного образования игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Причем особое внимание уделяется свободной, спонтанной игре и её обогащению.
Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка, его инициативности это одно из важнейших условий. Для обеспечения, которого необходимо развивать у детей интерес к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворять их потребности к самовыражению, в том числе в ходе спонтанной, свободной игры.
Публикация «Музыкально-двигательные композиции как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей» размещена в разделах
Для решения данной задачи с детьми своей группы я активно использую музыкальную импровизацию.
Импровизация- особый вид творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Музыкальная импровизация может выражаться в вокальном, танцевальном и инструментальном видах. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а так же развивает вокально-слуховые навыки. Для вокальной импровизации не требуется специальных приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого, руки и ладони могут заменить любой предмет.
Источником возникновения детской инициативы являются не только музыкальные занятия, праздники и развлечения, но также детские музыкальные телепередачи, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами, песни, услышанные в своей семье, друг от друга. Ребята в группе любят повторять понравившиеся им песни. Свои знания, опыт, дети сами переносят в свои игры. Песенное и танцевальное творчество неотделимо от игры ребенка и мы считаем, что такое стремление к самовыражению необходимо поощрять, побуждать ребенка искать новые выразительные средства музыкального языка (интонации, тембры, ритмы, жесты, движения, образы).
Поэтому, когда у детей нашей группы появилась инициатива к созданию музыкальных композиций мы ее поддержали и стали развивать.
Приведу только один пример
Как то одна из девочек «принесла» из дома песню, где пелось о девочке, ухаживающей за котиком, спела, дети заинтересовались и стали эту песню сопровождать движениями, мимикой. Мы нашли необходимые атрибуты и разыграли короткую музыкальную сценку. Дети были в восторге. С этого момента дети очень часто стали просить вкючить им ту или иную песню. Ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, разыгрывают сценки по песням, изготавливают импровизированные костюмы, исполняют несложные танцы. Эти музыкально-двигательные композиции дети сначала стали показывать куклам, друзьям, а затем мы решили порадовать ребят из других групп.
Я уверена, что развитие самостоятельной творческой деятельности требует поддержки со стороны взрослых. При этом роль взрослого может быть разной. Он может выступать в импровизации в роли активного участника и в роли внимательного наблюдателя. Главное - не надо забывать о том, что воспитатель может включаться в совместную деятельность, только по просьбе детей. Я стараюсь об этом не забывать – поддерживаю непринужденную обстановку, тактично направляю деятельность детей, но без необходимости не вмешиваюсь в игру детей. Заметила, что даже незначительное вмешательство взрослого может нарушить ход игры. Например Готовясь к выступлению, я пыталась фотографировать детей это отвлекало их внимание, дети начинали позировать и импровизация прекращалась.
Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, нам надо было тщательно продумать и организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе. Она должна быть комфортной, доступной, полифункциональной и трансформируемой. В группе создан «музыкальный центр», в который входят «гримерная» (элементы костюмов и предметов заместителей, собраны полюбившие детские песни, минусовки детских песен, ноты-самоделки, муз. Инструменты. Наполнение центра постоянно меняется (что то убирается, что то вносится) в зависимости от интереса детей. Следует отметить, что дети используют предметы из других центров, если им чего то нехватает.
Музыкально-двигательные композиции мы с ребятами создаем второй год, за это время я отметила, что у ребят развиваются такие качества как: творчество, инициатива, активность, раскрываются таланты, повышается самооценка, уверенность в себе. Данная деятельность помогает им выплеснуть накопившую энергию, делая внутренний мир ребенка комфортнее.