ЕКАТЕРИНА ЖУК
Проявление тревожности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №228» «Голубка»
Консультация для педагогов
«ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ»
Воспитатель
Жук Е. Г.
ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Публикация «Проявление тревожности у детей» размещена в разделах
А. М. Прихожан указывает что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Характерными проявлениями тревожности является
• Беспокойство
• Раздражительность
• Слезливость
• Пассивность и скованность
• Неадекватные реакции
• Возможны покраснения, тики,заикание.
Выделяют два типа тревожности у детей
Ситуативная тревожность –порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая обьективно вызывает беспокойство. данное состояние может возникать у любого человека в предверии жизненных осложнении. Это состояние является нормальным и играет свою положительную роль. Оно позволяет ребенку серьезно и ответственно подходить к решению возникающих проблем.
Второй тип личностная тревожность – она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угроз, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающем миром,который воспринимается им как пугающий и враждебный. у детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности любви и ласки. В этом случае возникает страх («если я сделаю плохо меня не будут любить»). Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. Жесткие рамки, установленные авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении и порождает страх неуспеть или сделать неправильно. дисциплинарные меры, применяемых таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам.
Воспитателю так же важно знать ситуации,которые могут вызвать детскую тревожность :
1. Ситуация соперничества, конкуренции (дети попадая в ситуацию соперничества будут стремиться быть первыми любой ценой).
2. Ситуация непринятия со стороны сверстника (ребенок считает, что дети его не любят в этом его вина, он плохой).
3. Ситуация повышенной ответственности (тревожный ребенок попадает в нее он боится не оправдать надежды и от этого усиливается страх).
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, занимаются онанизмом).распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом. У тревожных детей серьезное,сдержанное выражение лица, опущенные глаза, старается не делать лишних движений, не шуметь. Таких детей называют скромными и застенчивыми.
Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства, тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении.