Джамиля Мердеева
Консультация для педагогов «Вместе веселее»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вместе веселее»
Цель: систематизировать и обобщить знания педагогов по теме развития навыков позитивного общения ребенка со сверстниками в условиях детского сада; практическая работа с предлагаемыми играми и упражнениями, которые можно использовать в деятельности с детьми.
Уважаемые педагоги! Тема нашей встречи очень интересная и актуальная. Известно, что личность человека формируется в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация, лежащие в основе формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожиданий», т. е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия.
Публикация «Консультация для педагогов „Вместе веселее“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сегодня мы с вами проведем практическое занятие с использованием игр и упражнений, которые можно использовать в своей деятельности с детьми.
Игра «Ласковое имя».
Цель: способствовать раскрепощению детей, воспитывать гуманное отношение между детьми, благодаря осознанному отношению к своему имени и к имени другого ребенка.
- Ребята, закройте глаза и вспомните, как вас ласково зовут дома. Сейчас, вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадет, должен назвать свое ласковое имя.
Игра «Передай улыбку»
- Ребята, для того, чтобы, что - то сказать друг - другу, сначала нужно улыбнуться. Давайте попробуем. Возьмите друг друга за руки, и молча, глядя, друг ругу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть улыбку,
Игра «Комплимент»
- Встаньте в круг и, обращаясь по имени, друг к другу, глядя в глаза, произнесите комплимент (если дети затрудняются, то им можно предложить сказать какое-нибудь «вкусное», «сладкое», «цветочное слово»)
Игра «Эстафета дружбы»
Дети встают в круг, берутся за руки и передают эстафету рукопожатия. Начинает взрослый: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше, и т. д. и снова возвращается ко мне».
Было бы хорошо, если такие игры стали ритуалом начала и окончания занятий. Ритуал может меняться, но не слишком часто. Данные игры и упражнения настраивают ребенка на совместную деятельность, общение. Очень часто в детском коллективе возникают и конфликтные ситуации, которые можно разрешить двумя способами: деструктивный и конструктивный.
Деструктивный – предполагает уход от ситуации («Уйду и не буду с ним играть!», либо агрессивное ее решение («Всех побью и заставлю играть!», либо привлечение внешних средств, для разрешения конфликта.
Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации, и ее разрешение («Предложу другую игру»). Дети, которые разрешают конфликт, более общительны, и у них устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.
Для того, чтобы конструктивно решать конфликты необходимо ребенка научить владеть своими чувствами – это первый шаг.
Для этого, я предлагаю вам следующие игры.
Игра «Хочукалка».
Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут, же правильный ответ (а очень хочется) а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
Упражнение «А-а-ах». Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.
Второй шаг:
Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации. Детям можно предложить угадать чувства героев из предложенных ситуаций:
- когда ребенок упал и разбил коленку, он чувствует,
- когда ребята не хотят играть с малышом, что он чувствует…
А также предлагается поиграть в игру «Встаньте на его место».
Для ситуации выбирается водящий - он играет роль. И рассказывает о чувствах другого.
Третий шаг:
Принимать ответственность за свои чувства на самих себя.
Для этого, взрослый может начать беседу с детьми с вопроса, о том, что они чувствовали сегодня, когда проснулись, пришли в д/с, увидели друга. Совместно с детьми делается вывод, что чувства человека могут меняться в течение дня. Но встает вопрос как же изменять неприятные чувства, как сделать так, чтобы пропала обида, грусть, жалость к себе. Для этого воспитатель предлагает детям ситуации, а дети находят выход из этой ситуации.
Ведущий предлагает педагогам разделиться на команду «взрослых» и команду «детей». Первая команда разрабатывает ситуации, а другая команда «детей», ищут выход из ситуации.
По окончании данного упражнения проводиться рефлексия.
-Что Вы чувствовали, когда были детьми?
- Легко ли было найти выход из такой ситуации?
В итоге, ведущий совместно с педагогами, вырабатывает определенные стратегии поведения в случае ссор между детьми.
Правило 1. Не всегда, следует вмешиваться в ссоры между детьми.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
Обратная связь.
- Что вы получили от сегодняшней встречи?
- Оправдались ли ваши ожидания?