Айгуль Аралбаева
Консультация для педагогов «Квест как инновационная форма обучения башкирскому языку детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест как инновационная форма обучения башкирскому языку детей старшего дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :
Публикация «Консультация для педагогов „Квест как инновационная форма обучения башкирскому языку детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности».
Эти требования ФГОС легко выполнить, используя инновационную технологию квест при обучении детей дошкольного возраста башкирскому языку.
Квест на занятиях по обучению башкирского языка объединен единой темой, в рамках которой решаются сразу несколько задач:
развитие познавательных способностей детей;
развитие интереса детей к изучению родного языка;
закрепление пройденного материала;
развитие творческих способностей детей, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики;
умение ориентироваться по карте или схеме;
умение решать поставленные задачи в команде;
развитие сплоченности коллектива и многие другие.
При обучении детей башкирскому языку квест можно использовать как закрепление пройденного материала, также как и самостоятельное занятие, часть занятия, либо в качестве развлечения.
Во время игр, проведения занятий целесообразно использовать следующие задания:
назвать предметы по башкирски и найти четвертого лишнего,
собрать пазл и назвать по башкирски полученное изображение,
рассказать стихотворение, потешку по башкирски на заданную тему (например, для того, чтобы спасти, развлечь или расколдовать героя,
отгадать загадки (назвать отгадки по башкирски,
закончить предложение,
а также включать подвижные и дидактические игры.
Детям также приходится использовать свои артистические способности, скорость реакции, например, в игре «Изобрази, не называя», в которой ребенок изображает животное, предмет, а дети должны догадаться, что это и назвать по башкирски. Детям очень интересно, когда в квест включаешь игры с мячом, в которой необходимо показать не только знания, но и умение бросать и ловить мяч.
В начале квеста всегда ставится определенная цель: найти клад, спасти героя, расшифровать карту и т. д. Воспитатель должен выполнять роль помощника, консультанта, подсказывать детям в случае необходимости, направлять ребят. Очень интересно детям, когда во время занятия задания оглашают персонажи (например, кукла Айгуль, Арслан или абстрактный герой на экране телевизора, письмо от героя, посылка) и т. д.
Рассмотрим пример использования метода квест с целью изучения лексических темы «Осень».
Реквизит игры: письмо от Осени, сундук, карточки, снежинка, паззлы, ключ, яблоки, медали
Первый этап: Дети находят в группе сундук, а на сундуке лежит письмо. Ребята делают предположения для кого это письмо, кто его написал. Обнаруживают, что сундук закрыт на замок. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы учите башкирский язык и радуюсь вашим успехам. Какие вы молодцы. Я приготовила вам подарок – вкусное угощение. Но для того, чтобы получить его, вы должны выполнить все мои задания. Если вы правильно выполните задания, то найдете ключ от сундука. Ваша Осень».
Второй этап: Воспитатель читает загадки со следующими отгадками: облако, дождь, осень, листья, радуга, зонт, снежинка. Дети называют отгадки по башкирски и выбирают карточки с соответствующей картинкой. Воспитатель говорит детям, что в наборе есть лишняя карточка. Дети называют ее (снежинка). Затем ребята обнаруживают на стене заранее приклеенную снежинку, а под ней новое задание.
Третий этап: На данном этапе детям предлагается собрать 4 пазла из нескольких кусочков. Они видят новые картинки – зонт, солнце, дождик. Ставится проблемная задача: Что же нам делать? Где дальше искать задание. Дети должны догадаться, что мы знаем игру на башкирском языке как раз с этими словами. Предлагаю детям поиграть в игру «Солнышко и дождик». Потом находим новое задание.
Четвертый этап: Дети собирают радугу из предложенных разноцветных дуг, при этом вспоминая цвета по порядку.
Пятый этап: Под изображением радуги находим новое задание – цифры от 1 до 10. Задание: расположить цифры по порядку и посчитать по башкирски до 10. Пробуем догадаться, где можно найти следующее задание. Дети делают предположения. Задание оказывается под плакатом с цифрами. Шестой этап: Дети получают задание «Соедини времена года и признаки времен года и назови по башкирски». Когда задание выполнено, дети получают подсказку, где можно найти ключ от сундука, внутри которого находятся яблоки и медали.
Таким образом, в процессе квеста дети не только закрепили и углубили свои знания по определенной теме, а также показали умение действовать в команде, умение логически мыслить, находить причинно-следственные связи. Квест-технологии помогают ребятам развивать воображение и образное мышление для того чтобы решить задания. А воспитателю создать ситуацию успеха, сплотить коллектив, сгладить соревновательные моменты между детьми, проверить, насколько хорошо ребята усвоили материл, а также развивать интерес к изучению башкирского языка.
Таким образом, опыт применения данного метода в процессе обучения дошкольников башкирскому языку позволяет сделать вывод о том, что квест является инновационным методом, который интересен как детям, так и педагогам. Этот метод можно применять не только на занятиях по изучению башкирского языка, но и в других образовательных областях.