Выжанова Мария Алексеевна
Консультация для педагогов «Подвижные игры на прогулке и их значение в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это время интенсивного формирования тела, развития функций всех систем организма и становления фундамента личности, а также это благоприятный период для положительного воздействия физической культуры на развитие телесного и духовного в жизни ребенка. Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В современном обществе наблюдается следующее противоречии. С одной стороны, очевидна и общепризнанна роль движений в целостном развитии ребёнка. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически.
Публикация «Консультация для педагогов „Подвижные игры на прогулке и их значение в развитии“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники отражают в условно - игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины и диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, сто требует от детей активной умственной деятельности. Одним из путей, ведущих ребёнка к познанию мира, является игра. Ведь игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений. Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Ребенку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.
Подвижные игры занимают ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки. В подвижной игре закрепляются двигательные навыки. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость. Возникающие положительные эмоции позволяют ребенку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры вызывает у детей взаимообусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).
Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того, чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, - все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры, как средства повышения ДА.
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать также осуществляется с помощью подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, и соблюдение установленных заранее правил, удовлетворяют потребность формирующегося организма ребенка в активных действиях. В ходе игр отрабатываются следующие движения детей: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, мелкие движения рук и пальцев, координация движений, ориентировка в пространстве, равновесие или их сочетания. К таким играм относятся: "Найди свое место", "Найди и промолчи", "Прятки", "Найди, где спрятано", "Котята и щенята", "Перелет птиц", "Наседка и цыплята", "По дорожке на одной ножке" и т. д. Участвуя в игре, дети не просто бегают, а кого-то догоняют или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или птичек. Они играют, а в ходе игры у них укрепляются мышцы, развивается координация движений, воображение и подражательность, умение ориентироваться в пространстве, рассчитывать силу и направление движения, а также подчинять свои действия установленным правилам игры. К таким играм относятся: "У медведя во бору", "Птички и кошка", "Лохматый пес", "Зайцы и волк", "Лиса в курятнике", "Мыши в кладовой" и т. д. Большое значение подвижных игр заключается и в совершенствовании общей подвижности, ловкости, гибкости детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в равномерном и всестороннем их развитии.
Ходьба и бег представляют собой циклическое движение, то есть происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий. Руки двигаются поочередно в направлении вперед – назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы и бега происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно – мышечного аппарата на высоком уровне. При соблюдении правильной техники ходьбы и бега значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, формируется правильная осанка, тренируются мелкие мышцы стопы, а так же дыхательная и сердечно – сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время бега и ходьбы группой детей, воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке в разнообразных и часто меняющихся условиях местности. Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично с хорошей координацией движений рук и ног. В подвижных играх, дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направлений. Бег входит в содержание многих видов движений. Например: от умения правильно выполнять бег зависит, успешность прыжков в высоту и длину с разбега и т. д. Поэтому ходьба и бег широко используются как в подвижных играх, так и в повседневной деятельности детей.
Прыжок в отличии от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение – это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега – сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета. Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением. В старшем возрасте дети выполняют прыжок в длину на сравнительно большое расстояние и в этом случае приземляются на пятки. Упражнения в прыжках укрепляют костно–мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.
Катание, метание, бросание и ловля мяча: занимают большое место в подвижных играх. Бросок может быть направлен по - разному: вниз, вверх, в сторону. Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием в любом направлении (высоко, в сторону, далеко). Его можно поймать любым, удобным для каждого способом, одной или двумя руками, сразу же или после отскока от земли. Бросать можно мячи большие и маленькие, мешочки с песком, снежки и т. д. Катание мяча чаще выполняется из положения, сидя, большой мяч отталкивают двумя руками в прямом направлении. Бросание, ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют так же хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений. Педагог должен внимательно контролировать в подвижной игре количество бросков правой и левой рукой, их чередование.
Метание – отличается от движения – бросания, так как бросание в любом направлении выполняется относительно небольшими движениями рук, причем туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Любое метание (вдаль, в цель, разными способами – сверху, сбоку, из-за спины, через плечо) характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широкими движениями руки, метающей предмет.
Ползанье и лазанье – выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (ходьбе, беге, прыжках) большое напряжение. При ползанье активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для формирования у детей правильной осанки. Ползанье можно осуществлять разными способами, например: ставить вперед оби руки, опираясь на них и в это время передвигать ноги; передвигать попеременно вперед руки и ноги. В этих случаях дети могут опираться на ступни и ладони, либо на колени и ладони. В подвижных играх можно так же использовать ползанье на животе и ползанье с опорой на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. В подвижных играх ползанье встречается в сочетании с другими движениями – ходьбой, прыжками, бегом. Лазание выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно, или вертикально. По горизонтальным и наклонным лестницам опора осуществляется на перекладины и на боковые брусья, по вертикальным лестницам лазают, опираясь только на перекладины. На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При влезании мышечное напряжение меньше, но требуется большая смелость, решительность. Что способствует воспитанию у детей находчивости, умению не растеряться и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога.
Равновесие – умение его сохранять, необходимо в любой деятельности ребенка, в том числе и в подвижных играх. Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка, как при удерживании статических поз, так и при перемещениях в пространстве. Хорошее развитие функции равновесия в игре, обеспечивает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений. Оно связано со всеми основными видами движений. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и повышением площади опоры. В игре равновесие помогает регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия. Многократное повторение в играх упражнений на сохранение равновесия способствует развитию координации, ориентировки в пространстве, воспитывает самообладание и смелость.
Через игру обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий. Педагог через игры стремиться воспитывать у ребят интерес к движениям, устойчивость эмоциональных проявлений. Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, что способствует лучшему развитию ребенка.
Подвижные игры, в которых инициатива исходит от взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению препятствий (пройти по ограниченной площади, совершенствованию основных движений (ходьба, бег, прыжки и т. д., развитию сложных движений пальцев и кисти рук: "Юла", "Нам не страшен серый волк", "Поймай бабочку", " Раз, два, три, ищи" и т. д. Педагог поддерживает проявления доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих подвижных играх. Важной особенностью любой подвижной игры являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность, что делает игру интересной, увлекательной и полезной для развития ребенка. Для распределения ролей и выбора ведущих лучше использовать считалки, "волшебные стрелочки" и др. Такой способ, с точки зрения детей, является справедливым. Воспитателю важно оставаться активным участником игры, независимо от того, выполняет он при этом ведущие роли или остается рядовым игроком. Это не только доставляет радость детям, но заметно повышает их двигательную активность. Дети учатся действовать в подвижной игре соответственно сюжету и правилам (до трех правил); сдерживать себя: начинать движение после определенных слов, останавливаться в указанном месте.
Особенно полезны игры и развлечения на свежем воздухе, так как они позволяют детям использовать приобретенные навыки в разнообразных жизненных ситуациях, самим стать затейниками, организаторами новых, придуманных ими самими игр. Следует учитывать, что большой интерес ребенка к подвижной игре в том случае, если игра новая или видоизмененная, а так же постепенно усложненная. В одних играх дети упражняются преимущественно в беге, в других – в прыжках, метании и т. п. То есть каждая подвижная игра основывается на определенном основном движении, которое в неоднократном проигрывании совершенствуется и закрепляется. Что и способствует успешному физическому развитию ребенка.
Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через "ручеек". Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее.
Подвижные игры на прогулке необходимо планировать в зависимости от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий лучше проводить хорошо знакомую детям подвижную игру. В другие дни на прогулке рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. Очень важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому лучше проводить подвижные игры двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня ДА. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Например, дети первой подгруппы (с высоким и средним уровнем ДА) выполняют упражнения на развитие внимания и точности выполнения движений, дети второй подгруппы - на развитие быстроты, ловкости. Педагог должен помнить и знать, что при проведении подвижных игр, он следит за качеством и правильностью выполнения основного движения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками
Двигательные навыки и умения, сформированные у детей в дошкольном возрасте, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию социально ценных морально-волевых качеств личности.