Зыкова Галина
Консультация для педагогов «Особенности построения РППС в ДОУ в соответствии с направлением группы«
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности построения РППС в ДОУ в соответствии с направлением группы и возрастными особенностями дошкольников»
Л. С. Выготский писал: «Наблюдая за детьми,
мы видим, что путь к правильному воспитанию
лежит через организацию среды…».
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности построения Рппс в ДОУ в соответствии с направлением группы„» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Эффективность образовательной работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды. В группах комбинированной направленности должна быть создана такая развивающая среда, которая будет решать задачи коррекционной работы: развивать активный словарь, исправлять звукопроизношение у детей с нарушениями речи, формировать связную речь детей дошкольного возраста. Что, в конечном итоге, приводит к положительным результатам коррекционной работы с детьми-логопатами.
Формируя развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом направленности нашей группы – работа с детьми ОВЗ (ОНР, ставлю для себя следующие задачи:
1. Обеспечить безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе, а также общее соответствие РППС группы требованиям ФГОС;
2. Осуществлять реализацию АООП и ООП ДО с учетом лексических тем КТП для детей с ОНР.
Как мы решаем эти задачи? Конечно же, за счет создания условий для ежедневного обучения детей.
Итак, коллеги, приглашаю вас познакомиться с РППС нашей группы, способствующей развитию детей 4-5 лет, с нормой речевого развития и общим нарушением речи. Сегодня я обращу особое внимание на некоторые центры в группе, которые несут отличие от группы общеразвивающей направленности.
Так как детям дошкольникам проще воспринимать информацию, когда она на виду, в течении всей тематической недели, в нашей группе оформлено информационное поле, которое мы сделали своими руками. Информация обновляется каждый понедельник с учетом комплексно-тематического планирования Адаптированной Основной Образовательной Программы Дошкольного образования и Основной Образовательной Программы Дошкольного образования. Как правило, это: красочные, четкие предметные или сюжетные картинки.
Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, у него развивается эстетическое восприятие, что позволяет ему рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Типом мышления, характерным для ребенка 4-5 лет, является наглядно-образное мышление. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Поэтому, в группе создан центр «Территория творчества», который включает в себя: иллюстрации для рассматривания в соответствии с лексической темой АООП и темой комплексно - тематического планирования ООП ДО, раскраски, дидактические игры для развития творческих способностей детей, всевозможные материалы, позволяющие ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. В своей работе дидактический материал по художественно-эстетическому развитию мы используем не только при организации и проведении НОД, но и в режимных моментах.
Для реализации регионального компонента АООП ДО в центре природы, находится картотека бесед по теме: «Растительный мир Сибири», серия д/и «Поиграем с Сибирячком». Беседы и дидактические игры направленны на то, что бы закрепить знания детей о растениях Сибири. Активизировать и пополнить словарный запас детей. Также закреплять с детьми региональный компонент помогает центр «Патриот» здесь мы можем рассматривать иллюстрации в сделанном нами альбоме «Достопримечательности нашего города», что способствует закреплению названий улиц, воспитанию любви к родному краю.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач таких как: развитие монологической и диалогической речи; обогащение словаря, развитие у детей чувства раскрепощенности, безбоязненности произносить слова взятой на себя роли, несмотря на речевые недостатки. Поэтому в группе организован центр театрализации. Он постоянно обновляется, в соответствии с возрастом детей. Так, в средней группе, мы пополнили этот центр настольным театром, новыми персонажами кукольного театра, при помощи которых дети могут проявить самостоятельность и инсценировать как знакомую сказку, так и придумать свою.
Так как наша группа является группой комбинированной направленности, нами был создан центр речевого развития «Звуковичок». Хозяином нашего речевого центра является Карандаш- помощник детей и хранитель оборудования. При работе с детьми мы используем картотеку артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики и т. д. всевозможные дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики рук, для развития воздушной струи нами используется тренажер «ветряная мельница». Пособия, приобретенные в речевой центр, мы используем для фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Большой плюс для нашей развивающей среды в группе – присутствие интерактивной доски, которая находится в учебном центре и является незаменимой помощницей при проведении образовательной деятельности. Дети с огромным интересом знакомятся с презентациями и познавательными мультфильмами различной тематики. Но самое любимое для них – это развивающие интерактивные игры, проводимые в форме соревнований, нахождения соответствий, перетаскивания и др. Все это позволяет пополнять словарь детей понятиями по лексическим темам, например : «Домашние и дикие животные», «Овощи и фрукты», «Полезные и вредные продукты» и т. д.
Таким образом, коллеги, развивающая предметно пространственная среда группы комбинирующей направленности должна быть информативно богатой, сменяема в соответствии с темой недели, обеспечена многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивать содержательное общение взрослых и детей.