Надежда Орлова
Консультация для музыкального руководителя «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика – это одна из форм активной терапии.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Где под внутренней средой понимается отношение ребенка к своему дефекту. Под внешней средой понимается коммуникативные способности и построение межличностных отношений с окружающей средой (Г. А. Волкова)
Задачи логоритмики :
Темочки:
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• оздоровительные (укрепление костно - мышечной системы, регуляция мышечного тонуса, повышение двигательной энергетики всего организма, коррекция функций дыхания, воздействие на нервную систему, сердечно - сосудистую систему);
• образовательные (обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с элементами музыкальных навыков);
• воспитательные (формирование навыков адаптивного поведения).
В логоритмике выделяют 2 основных направления в работе с детьми с ОНР:
• развитие неречевых процессов (общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, певческих способностей, активизация внимания, памяти);
• развитие речи детей, коррекция речевых нарушений (развитие дыхания, голоса, выработка умеренно темпа речи и ее интонационной выразительности, развитие артикуляционной и мимической моторики, воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха, координация речи с движением).
Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает 3 этапа, как и в логопедической работе :
• подготовительный;
• этап формирования первичных произносительных навыков;
• этап формирования коммуникативных умений.
Подготовительный этап
На этом этапе пристальное внимание уделяется следующим упражнениям:
1. упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, голоса (пропевание гласных звуков);
2. упражнения на формирование чувства темпа и ритма на речевом материале (четкое проговаривание слогов с сохранными согласными, чистоговорки);
3. артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики.
Пр. : тема «Овощи, фрукты». Сели дети и стали есть фрукты: взяли кислый лимон, горький лук, вдруг увидели сочный помидор (удивились, вот «зубки почистили», облизали губки (артикуляционная гимнастика);
4. упражнения способствующие формированию фонематического восприятия (различение неречевых звуков). Слушание музыки : ритм, темп, громкость создает основу для фонематического восприятия звуков речи;
5. подвижные игры. В подвижных играх решаются следующие задачи: закрепление грамматических конструкций, формирование двигательных навыков, расширение словарного запаса. Это игры с мячом, игры - вокализации (пропевание вопросов и ответов, упражнения на классификацию и т. п. ;
6. упражнения на релаксацию по контрасту «покой - напряжение»;
7. обучение детей самомассажу лица, кистей рук, гимнастике для глаз.
Пр. :
Массаж пальцев «Дружба»
Педагог.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.
Массаж спины «Паровоз»
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Педагог.
Паровоз кричит:
«Ду - ду! Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Похлопывание ладошками.
Так-так-так! Так-так-так!»
(Н. Френкель)
Формирование первоначальных произносительных умений
(постановка звука, автоматизация звука изолированно, в слогах, словах)
На этом этапе проводятся следующие упражнения:
- упражнения на выработку длительного направленного выдоха под музыку. Используются фонопедические упражнения, цель которых укрепление гортани, закрепление навыков речевого дыхания.
- упражнения в произнесении вновь поставленных звуков изолированно
(Пр. : игра «Комарики», «Чайник», в слогах, в сочетании с движениями рук, ног (игры - звукоподражания, чистоговорки, в словах (чистоговорки, попевки)
- упражнения на координацию речи с движением. «Рассказывание» стихотворений с помощью рук вызывает у детей живой интерес, развивает произвольное внимание, повышает эмоциональный тонус. В стихотворениях содержится много глагольных форм, что полезно для детей с ОНР.
- упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха. Проводятся игры на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляции (Пр. : игра «Комарики (з) и жуки (ж)»). Проводятся игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове, дети подбирают слова на заданный звук и т. д.
Формирование коммуникативных умений
(автоматизация звуков в предложениях и введение звуков
в свободную речь)
На этом этапе используются:
1. Стихотворения, песни, считалки, потешки и т. д.
2. Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, игры - диалоги.
3. Разнообразные творческие задания: инсценировки стихотворений, песен, разыгрывание диалогов по ролям.
Песни и стихотворения сопровождаются движениями рук, ног, головы, туловища. Развивается плавность, выразительность речи, речевая память.
4. Упражнения на развитие фонематического слуха, совершенствование звукослогового анализа слов (Пр. : игра «Живые звуки» - детям даются буквы и они составляют из них слово, «Умный молоточек» - отстукивание слогов с помощью бубна).
Конечная цель логоритмики - научить детей выполнять упражнения в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой и речью.
Как осуществляется взаимодействие специалистов на логоритмике?
Логоритмику проводят музыкальный руководитель, логопед, воспитатель. Все упражнения объединены одной лексической темой, которая изучается в данном квартале.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально - двигательные, музыкально - дидактические игры, песни, осуществляет контроль за артикуляцией, дикцией, темпом речи, дыханием. Логопед осуществляет контроль артикуляционной нагрузки в попевках.
Логопед подбирает упражнения на развитие общих речевых навыков, речевые игры, упражнения на расширение словарного запаса, на развитие фонематического восприятия.
Воспитатель на логоритмике помогает организовать детей : следит за осанкой, качеством движений, за соблюдением правил игры. Выступает в роли персонажа, если необходимо.
В группе воспитатели и логопед повторяют упражнения, тексты песен, словесный материал к играм. Включают пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи с движением в свою образовательную деятельность.
Таким образом, осуществляется преемственность в работе специалистов.
Схема занятия по логоритмике
Вводная часть
Предусматривает приветствие, объявление темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача разминки - подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку. В начале занятий важен положительный эмоциональный настрой (эффективно включение мимической разминки). Можно включать дыхательный тренинг, речевые игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением.
Основная часть
В зависимости от этапа логопедической коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных, речевых упражнений. Здесь целесообразно включать более сложные игры на воображение, развитие творческих способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Проводятся танцевально - ритмические упражнения.
Заключительная часть
Любое логоритмическое занятие заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, упражнениями на релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия, дети отвечают на вопросы. Одной из задач заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого педагог позитивнее оценивает деятельность каждого из детей.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/Под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 176с.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1985. - 191с.
4. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб. : КАРО,2006. - 144с.
5. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания : Методическое пособие/С. Н. Зинатулин. - М. : Айрис - пресс, 2007.-64с.