Папки-передвижки

Консультация для музыкального руководителя «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»

Надежда Орлова
Консультация для музыкального руководителя «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Логоритмика – это одна из форм активной терапии.

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Где под внутренней средой понимается отношение ребенка к своему дефекту. Под внешней средой понимается коммуникативные способности и построение межличностных отношений с окружающей средой (Г. А. Волкова)

Задачи логоритмики :

Публикация «Консультация для музыкального руководителя „Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР“» размещена в разделах

• оздоровительные (укрепление костно - мышечной системы, регуляция мышечного тонуса, повышение двигательной энергетики всего организма, коррекция функций дыхания, воздействие на нервную систему, сердечно - сосудистую систему);

• образовательные (обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с элементами музыкальных навыков);

• воспитательные (формирование навыков адаптивного поведения).

В логоритмике выделяют 2 основных направления в работе с детьми с ОНР:

• развитие неречевых процессов (общая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, певческих способностей, активизация внимания, памяти);

• развитие речи детей, коррекция речевых нарушений (развитие дыхания, голоса, выработка умеренно темпа речи и ее интонационной выразительности, развитие артикуляционной и мимической моторики, воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха, координация речи с движением).

Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает 3 этапа, как и в логопедической работе :

• подготовительный;

• этап формирования первичных произносительных навыков;

• этап формирования коммуникативных умений.

Подготовительный этап

На этом этапе пристальное внимание уделяется следующим упражнениям:

1. упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, голоса (пропевание гласных звуков);

2. упражнения на формирование чувства темпа и ритма на речевом материале (четкое проговаривание слогов с сохранными согласными, чистоговорки);

3. артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики.

Пр. : тема «Овощи, фрукты». Сели дети и стали есть фрукты: взяли кислый лимон, горький лук, вдруг увидели сочный помидор (удивились, вот «зубки почистили», облизали губки (артикуляционная гимнастика);

4. упражнения способствующие формированию фонематического восприятия (различение неречевых звуков). Слушание музыки : ритм, темп, громкость создает основу для фонематического восприятия звуков речи;

5. подвижные игры. В подвижных играх решаются следующие задачи: закрепление грамматических конструкций, формирование двигательных навыков, расширение словарного запаса. Это игры с мячом, игры - вокализации (пропевание вопросов и ответов, упражнения на классификацию и т. п. ;

6. упражнения на релаксацию по контрасту «покой - напряжение»;

7. обучение детей самомассажу лица, кистей рук, гимнастике для глаз.

Пр. :

Массаж пальцев «Дружба»

Педагог.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Растирание ладоней.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Педагог.

Паровоз кричит:

«Ду - ду! Я иду, иду, иду!»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!

Похлопывание ладошками.

Так-так-так! Так-так-так!»

(Н. Френкель)

Формирование первоначальных произносительных умений

(постановка звука, автоматизация звука изолированно, в слогах, словах)

На этом этапе проводятся следующие упражнения:

- упражнения на выработку длительного направленного выдоха под музыку. Используются фонопедические упражнения, цель которых укрепление гортани, закрепление навыков речевого дыхания.

- упражнения в произнесении вновь поставленных звуков изолированно

(Пр. : игра «Комарики», «Чайник», в слогах, в сочетании с движениями рук, ног (игры - звукоподражания, чистоговорки, в словах (чистоговорки, попевки)

- упражнения на координацию речи с движением. «Рассказывание» стихотворений с помощью рук вызывает у детей живой интерес, развивает произвольное внимание, повышает эмоциональный тонус. В стихотворениях содержится много глагольных форм, что полезно для детей с ОНР.

- упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха. Проводятся игры на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляции (Пр. : игра «Комарики (з) и жуки (ж)»). Проводятся игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове, дети подбирают слова на заданный звук и т. д.

Формирование коммуникативных умений

(автоматизация звуков в предложениях и введение звуков

в свободную речь)

На этом этапе используются:

1. Стихотворения, песни, считалки, потешки и т. д.

2. Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, игры - диалоги.

3. Разнообразные творческие задания: инсценировки стихотворений, песен, разыгрывание диалогов по ролям.

Песни и стихотворения сопровождаются движениями рук, ног, головы, туловища. Развивается плавность, выразительность речи, речевая память.

4. Упражнения на развитие фонематического слуха, совершенствование звукослогового анализа слов (Пр. : игра «Живые звуки» - детям даются буквы и они составляют из них слово, «Умный молоточек» - отстукивание слогов с помощью бубна).

Конечная цель логоритмики - научить детей выполнять упражнения в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой и речью.

Как осуществляется взаимодействие специалистов на логоритмике?

Логоритмику проводят музыкальный руководитель, логопед, воспитатель. Все упражнения объединены одной лексической темой, которая изучается в данном квартале.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально - двигательные, музыкально - дидактические игры, песни, осуществляет контроль за артикуляцией, дикцией, темпом речи, дыханием. Логопед осуществляет контроль артикуляционной нагрузки в попевках.

Логопед подбирает упражнения на развитие общих речевых навыков, речевые игры, упражнения на расширение словарного запаса, на развитие фонематического восприятия.

Воспитатель на логоритмике помогает организовать детей : следит за осанкой, качеством движений, за соблюдением правил игры. Выступает в роли персонажа, если необходимо.

В группе воспитатели и логопед повторяют упражнения, тексты песен, словесный материал к играм. Включают пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи с движением в свою образовательную деятельность.

Таким образом, осуществляется преемственность в работе специалистов.

Схема занятия по логоритмике

Вводная часть

Предусматривает приветствие, объявление темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача разминки - подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку. В начале занятий важен положительный эмоциональный настрой (эффективно включение мимической разминки). Можно включать дыхательный тренинг, речевые игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением.

Основная часть

В зависимости от этапа логопедической коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных, речевых упражнений. Здесь целесообразно включать более сложные игры на воображение, развитие творческих способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Проводятся танцевально - ритмические упражнения.

Заключительная часть

Любое логоритмическое занятие заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, упражнениями на релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия, дети отвечают на вопросы. Одной из задач заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого педагог позитивнее оценивает деятельность каждого из детей.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.

2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/Под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 176с.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1985. - 191с.

4. Овчинникова Т. С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб. : КАРО,2006. - 144с.

5. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания : Методическое пособие/С. Н. Зинатулин. - М. : Айрис - пресс, 2007.-64с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика»Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.

Консультация музыкального руководителя «Как начать музыкальное занятие?»Консультация музыкального руководителя «Как начать музыкальное занятие?» Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкального руководителя «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 19:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для музыкального руководителя «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Орлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД