Елена Костюшина
Консультация для инструкторов по физкультуре «Взаимодействие ДОУ с семьёй по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста находится в зависимости от их физического и психического развития, семейного воспитания, санитарной грамотности и гигиенической культуры воспитания, уровня развития системы здравоохранения и образования, от социально-экономической ситуации в стране.
Воспитание здорового ребенка — одна из важнейших задач семьи и детского дошкольного учреждения. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, будет неполноценной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
Публикация «Консультация для инструкторов по физкультуре „Взаимодействие ДОУ с семьёй по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Наш опыт показал, что одним из основных факторов воспитания здорового ребенка является семейное воспитание. Именно семья в тесном контакте с детским образовательным учреждением должна решать вопросы воспитания у ребенка потребности к здоровому образу жизни.
На наш взгляд, перейти к новым формам отношений между родителями и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада – он должен стать открытой системой. В ДОУ необходимо создавать такие условия, чтобы у всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах и т. д., при этом пример открытости должен продемонстрировать прежде всего педагог. Такая «открытость» детского сада и является основным средством вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. При наличии достаточно активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.
Мы провели ряд исследований по этой проблеме, где целью было - выявление отношения родителей к проблемам воспитания здорового ребенка и определение общей стратегии сотрудничества детского сада и семьи для приобщения ребёнка к ценностям здорового образа жизни.
Мы полагаем, что для решения этой проблемы следует организовывать целый спектр мероприятий проводимых как непосредственно с родителями, так и вместе с детьми.
Здесь очень важно отметить, что взаимосвязь педагога с родителем должна осуществляться путем воспитания родителей и совместного воздействия на ребенка. Путь через воспитание только ребенка не всегда эффективен как со стороны родителей, так и со стороны воспитателя. И в этом двухстороннем процессе главная роль принадлежит родителю.
Мы полагаем, что совместная работа с семьё й должна вестись по следующим направлениям:
— формирование и стимулирование мотивационного отношения к организуемой физкультурно-оздоровительной работе с детьми в ДОУ;
— получение информации о закономерностях физического и психического развития детей, ознакомление с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и составление индивидуального плана по его оздоровлению;
— вовлечение родителей в образовательный процесс и создание оптимальных условий для этого;
— гармонизация детско-родительских отношений.
В соответствии с вышеизложенными направлениями определяется содержание работы детского сада.
На наш взгляд работу с родителями условно можно спланировать в три этапа.
Итак, на первом этапе взаимодействия с родителями по данной проблеме важно определить отношение родителей к данной проблеме, сферу их интересов (используя при этом анкетный опрос).
Мною проведено анкетирование в МБДОУ ЦРР- детском сау 14 «Весёлые звоночки» в начале учебного года целью которой было выявление условий формирования здорового образа жизни ребенка в семье и отношения родителей к физической культуре в целом. Всего было опрошено 105 человек.
Вопросы были по таким направлением, как частота заболеваемости детей, режим дня и питания, использование средств физической культуры в занятиях с детьми дома; а так же выявляла отношение и роль здорового образа жизни и физического воспитания внутри конкретной семьи.
78% респондентов отметили физическую культуру главным фактором по улучшению здоровья, но в тоже время они отмечают, что крайне редко занимаются физической культурой с детьми дома :
«регулярно» - 13%,
«от случая к случаю» - 74%,
«совсем не занимаются» - 13%.
И, осознавая, ценность физической культуры, многие родители не торопятся приобщать своих детей к совместным занятиям, хотя отмечают, что сами ею занимаются – 38%.
Отсюда следует, что на словах родители вроде бы не против физической культуры и спорта, но практически ничего не применяют для того, чтобы привлечь детей к активным занятиям. Но все же, те 13% родителей, которые активно занимаются спортом, являются не только стимулом для спортивного увлечения ребенка, но и повышают интерес к физической культуре и спорту в целом. В семьях, где к физической культуре и спорту относятся с должным вниманием в основном имеется достаточный спортивный инвентарь (футбольный мяч, гантели, спортивный уголок и т. п.).
Анкетный опрос родителей показал, что двигательный режим детей дошкольного возраста во время их пребывания дома в основном недостаточен и на это существует ряд существенных причин: дефицит времени у родителей, безразличное собственное отношение к физической культуре и спорту и отсюда, как следствие, к физическому воспитанию своего ребенка, бедность спортивного инвентаря в доме и много другое.
Анализ анкетных данных наталкивает на мысль о том, что к сожалению, уровень образованности в вопросе воспитания здорового ребенка у большинства родителей невысок и интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их детям требуется уже помощь медиков или психологов. Зачастую это обусловлено тем, что большинство родителей рассматривают термин «здоровье» как отсутствие болезней, поэтому и укрепление здоровья видят в лечебных процедурах и сбалансированном питании, при этом совершенно не учитывается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального факторов.
Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состояния здоровья их детей. И очень приятен тот факт, что 100% респондентов хотели бы получать основные и дополнительные знания по вопросам физкультурно - оздоровительной деятельности детей.
Анализируя анкетные данные, обсуждая с родителями проблемы здоровьесбережения, важно помочь им разобраться с сутью понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура» и расширить их знания и представления по вопросам воспитания здорового ребёнка.
Проведя анкетирование далее на первом этапе очень важно определить цели и задачи совместной деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства детства, создать общую установку на решение задач воспитания здорового ребёнка.
Необходимо установить также, как семья относится к ценностям здорового образа жизни, изучить микроклимат семьи, создать атмосферу доверия между педагогами и родителями. Родители, приходя в детский сад, должны попадать в доброжелательную атмосферу, испытывать положительные эмоции. Для этого необходимо на какое-то время отказаться от высказывания упреков, претензий, жалоб в адрес ребёнка и родителей. Только при выполнении данного условия, возможно сделать посещение ДОУ привлекательным и желанным и обеспечить базовые условия для сотрудничества по вопросам воспитания здорового ребёнка.
Второй этап взаимодействия предполагает выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения ребёнка к ценностям здорового образа жизни.
Родители получают возможность познакомиться с содержанием воспитательно-образовательной работы, направленной на форми-рование здорового образа жизни; педагоги обучают родителей кон-кретным приемам оздоровления детей (игры на открытом воздухе, упражнения с дыхательными и двигательными тренажерами). В ДОУ организуют «школы» или клубы для молодых родителей, где с ними работают по специализированным программам, затрагивающим вопросы детского здоровья.
На данном этапе важно также организовывать специальные занятия, на которых бы родитель получил для себя ответы на актуальные, тревожащие его вопросы, такие, например: «Как уберечь ребёнка от гриппа», «Как подготовить ребёнка к школьным нагрузкам»; «Как с пользой для здоровья загорать и купаться на море», «Сколько времени можно ребёнку заниматься за компьютером», «Какие телевизионные передачи полезны детям, и в какое время их лучше смотреть»и др. При подготовке таких занятий, помимо воспитателя, должны участвовать заведующий или методист, врач, старшая медсестра, инструктор по физической культуре и др. специалисты ДОУ
Однако, по мнению специалистов, работа по обучению родителей будет успешна лишь в том случае, если педагоги учтут следующие особенности:
— специфику обучения взрослых. Объяснение нового материала по проблемам здоровья детей и констатация очевидных фактов из книг при работе с родителями неуместна. Педагог должен превратиться в консультанта, помогающего быстрее и эффективнее освоить материал, который в принципе можно освоить и самостоятельно по книгам;
— добровольность участия родителей в образовательных программах, связанных с проблемами здоровьесбережения. Поэтому работа педагога должна строиться на заинтересованности родителей и чувстве ответственности, которые необходимо поддерживать у них на высоком уровне;
- разный образовательный и культурный уровень родителей. Эти различия трудно, но возможно умело сглаживать путем организации занятий в таких формах, при которых задействуются обратные связи, активизируются все участники, формируется общее информационное групповое пространство. Для этих целей оптимальны активные методы обучения, в первую очередь — дискуссии, обмен опытом, проектная работа. Задача же педагога в большей степени организационная, координирующая. Но оставлять слушателей вообще без новой, необходимой информации тоже недопустимо. Поэтому, около 20% времени занятий должны составлять основы знаний по теории физической культуры, куда нужно включить простейшую спортивную терминологию, характеристику отдельных видов спорта, роль физических упражнений в формировании детского организма, основы построения занятий по физкультуре и различные валеологические аспекты.
- загруженность большинства родителей работой и домашними делами, поэтому тематика занятий и отдельные информационные блоки должны быть спланированы совместно с родителями, исходя в первую очередь, из их интересов и потребностей. Однако, собирать «корзинку пожеланий и предложений» лучше после небольшого вводного цикла (2—3 занятия, ставящего задачей заинтересовать родителей, стимулировать их к участию в программе, а также очертить круг вопросов и возможностей, которые ДОУ может им предложить.
Таким образом, основой взаимодействия на втором этапе становится активное сотрудничество взрослых в выявлении работоспособности ребёнка, склонностей и интересов, путем привлечения к диагностическим процедурам, организации семинаров-практикумов, дискуссий, проведение совместных физкультурных досугов, праздников, привлечение родителей на занятия спортклубов и других мероприятий, где участники дети, родители и педагоги познают возможности друг друга через упражнения, предусматривающие тактильно-мышечное сближение.
Важно, чтобы дошкольное образовательное учреждение могло предоставить родителям возможность вместе со своими детьми позаниматься общефизической подготовкой, поиграть в спортзале, позаниматься на специально оборудованных тренажерах, что сближает детей и взрослых, создает атмосферу доверия.
В ДОУ необходимо создать и насыщенную информационную среду, открывая в родительской газете самые разнообразные рубрики: «Что такое стресс и как вырастить защищенного от стресса ребёнка», «Социальные связи: как научить ребёнка общаться», «Питание детей в зимний период».
Третий этап во взаимодействии с родителями строится на основе полученной ранее совместно с родителями информации.
Родители вместе с педагогами определяют, какие условия можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные физические возможности ребёнка, компенсировать недостатки.
В работе с родителями на данном этапе особенно важен индивидуальный подход, при котором педагог обязательно учитывает культурно-образовательный уровень родителя; его личную заинтересованность в вопросах здоровья и удовлетворенность достигнутыми результатами; открытость для опыта, новых знаний; готовность к действенному сотрудничеству с ДОУ. Поэтому на этом этапе особо важны консультации для родителей психолога и педагогов, врача ДОУ и приглашаемых педиатров детских поликлиник по вопросам, связанным со здоровьем дошкольника; а также, направленные на налаживание контактов с ребёнком, организацию развивающей среды дома, организацию творческой самостоятельной деятельности.
Осуществляя взаимодействие с семьей, педагог совместно с родителями планирует деятельность по оздоровлению детей в семье и ДОУ. Совместное подведение итогов, анализ изменений, который произошли у ребёнка в развитии, становятся основой проектирования работы с родителями, в основе которой лежит воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Взаимосвязь между родителями и ДОУ на основе единства целей, содержания с применением современных педагогических технологий позволяет повысить их активность, побудить их к здоровому образу жизни и использованию адекватных средств оздоровления детей.