Виктория Кондратенко
Консультация для дошкольных педагогов «Современному ребенку — современного воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кондратенко Виктория Геннадьевна
МАОУ «Гимназия г. Троицка» ДО №3
Консультация «Современному ребенку – современного воспитателя»
Кто же он «современный воспитатель»? Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?
Публикация «Консультация для дошкольных педагогов „Современному ребенку — современного воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сегодня, как никогда ранее, растёт ответственность педагога перед обществом за качество воспитания и обучения детей раннего возраста. Воспитателю необходимо совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу.
Чтобы понять, каким должен быть воспитатель, надо понять характерные черты современного дошкольника :
1. Современные дети легко справляются со сложными техническими устройствами, домашней бытовой техникой.
2. Смотрят много теле - и видеофильмов.
3. Имеют богатый опыт путешествий с родителями в другие города и страны.
5. Предпочитают компьютерные игры сюжетно-ролевым.
6. Начиная с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Поэтому, большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления.
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть :
1. Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
2. Способным к изменениям — чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
3. Внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей;
4. Компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Поэтому воспитателям необходимо овладевать современными или инновационными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Инновация — это что-то абсолютно новое, но абсолютно нового технического или технологического решения практически не существует, т. к. изобретатель не работает в вакууме, и его изобретение, несмотря на гениальность, должно опираться на общечеловеческие знания и опыт.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии - методы развития двигательной активности и укрепления здоровья дошкольников.
• технологии проектной деятельности - реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Например «Мир театра», «Математические коллажи» и т. д.
• технологии исследовательской деятельности – основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
• развивающие технологии – в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Например «Бизиборд»
• коррекционные технологии - их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
• информационно-коммуникационные технологии - компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим.
• личностно-ориентированные технологии. Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников.
• игровые технологии – фундамент дошкольного образования. личность ребенка выводится на первый план, дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.
Приведу для примера несколько игровых технологий:
1. Палочки Кюизенера
Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий. В мышлении ребёнка находит отражение всё то, что изначально совершается путём практических манипуляций. Работа со счётными палочками даёт возможность перевести внешние действия во внутренний план.
С помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
(С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, соотношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам – игре.)
2. Соты Кайе – «Систему «Соты Кайе» придумал изобретатель Виктор Кайе.
«Соты Кайе можно использовать с детьми в возрасте от 3 лет, для индивидуальной или коллективной игры. Формирует у детей логическое, творческое мышление, помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, творческое начало, индивидуальность, умение работать в коллективе, пособствует формированию таких качеств как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.
Нельзя забывать и о том, современный воспитатель, призван не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья ребёнка.
Для выполнения возложенных на него функций современный воспитатель дошкольного учреждения обязан :
1. Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
2. Организовывать выполнение детьми режима дня.
3. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
4. Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.
5. Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.
6. Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.
7. Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.
8. Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.
9. Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
10. Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.
11. Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.
Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоё мкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности.
Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств
- четкое видение современных задач образования;
- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;
- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- сохранять физическое и духовное развитие детей;
- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;
- способность к самообразованию и личностному росту.
Только постоянно развиваясь и совершенствуясь, воспитатель полноценно сможет выполнять свои функции. А важнейшей служебной функцией воспитателя была и будет – постоянное общение с ребенком. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, общительными, а главное, подготовленными к жизни в современном обществе!