Елена Шибаева
Конспект родительского собрания «Социализация детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность и самообслуживание»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №41» Р. П. ПЕТРОВСКОЕ
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ:
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И САМООБСЛУЖИВАНИЕ»
Подготовил:
воспитатель
Шибаева Е. В.
2024
год
Цель собрания: Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.
ЗАДАЧИ:
1. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности
2. Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста.
3. Развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не бояться высказываться по теме собрания.
4. Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.
План проведения:
1. Игра «Подари свою улыбку»
2. Доклад на тему: "Что такое самостоятельность"
3. Что должны уметь дети 2-3-х лет
4. Значение самообслуживания в воспитании детей.
5. Советы родителям.
6. Разное.
Ход собрания.
(1) Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что Вы отложили все свои дела и присутствуете сегодня на нашем собрании!
Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свою улыбку соседу справа, слева и давайте поговорим о ваших детях.
(2) Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.
Но что такое самостоятельность и самообслуживание?
- Что же такое самостоятельность? Как вы думаете? (Ответы родителей).
Самостоятельность - ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.
Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.
Я думаю, что каждый из вас на предложение сделать что-либо за ребёнка слышал фразу «Я сам». Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.
Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
А чтобы этого не случилось формировать навыки самообслуживания надо вовремя. И возраст 3 года - это тот возраст, когда нужно поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем и ему, и вам было гораздо легче.
(3) Дети 2-х лет могут:
• Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
• Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
• В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
• Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
• С помощью взрослого приводить себя в порядок;
• Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
• В процессе еды держать правильно ложку.
Дети 3-х лет умеют:
• Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.
• Аккуратно складывать свою одежду перед сном.
• Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.
• Знать назначение многих предметов и их местонахождение.
• Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».
• Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
• Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.
• Регулировать свои физиологические потребности.
• Вытирать обувь при входе в помещение.
• Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
• Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.
• Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
(4) С самых первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы организуем процесс самообслуживания. Для этого требуется огромное трудолюбие, терпение для того, чтобы не погасить детскую инициативу.
Т. к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме.
6) Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
Как происходит формирование навыков самообслуживания?
– Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.
– Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.
– Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает штанишки, нижнее бельё, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.
– Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой, правильно держать её в руках. Справиться с ложкой — нужное умение, можно сказать — жизненно важное.
– Одевание – это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется названия частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.
– Одежда и обувь должны быть удобными и практичными: снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю; желательна обувь не на шнурках, а на липучке; не перчатки, а варежки;
– Одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
– В шкафчике ребёнка всегда должна быть сменная одежда и нижнее бельё; одежда должна соответствовать размеру ребёнка.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? (Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление овладеть новыми действиями, помочь родителям)
(5) Рекомендации опытных родителей
Если говорить о воспитании самостоятельности, то можно дать следующие рекомендации родителям.
1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам (а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, – дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия – ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Итоги:
В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Не нужно только забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей. В заключение хочется сказать: дети – это счастье, созданное нашим трудом. Надеемся, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты. Мы благодарим всех родителей за участие в работе родительского собрания. Пусть дети радуют Вас своими успехами. Спасибо за внимание.
Памятка для родителей
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.