ольга петрович
Проект «Обитатели Арктики и Антарктики» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Животные Арктики и Антарктики»
Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Арктики и Антарктики
Задачи:
Учить детей узнавать и называть животных холодных стран.
Развивать интерес к животным с помощью стихотворений, загадок, сказок, иллюстраций, игр, мультфильмов, видео
Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к животным;
Развивать умение в продуктивной деятельности.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Срок реализации: 03 февраля по 07 февраля
Ожидаемые результаты по проекту:
• Дети должны знать животных холодных стран, их повадки, особенности внешнего вида, места обитания, образа жизни;
• Должны уметь отгадывать загадки, импровизировать, сочетать речь с движениями, составлять целое изображение из частей;
• Воспитывать доброе, бережное отношение к животным, развивать любознательность.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап
1. Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
2. Подбор подвижных игр, дидактических игр, музыкальных игр
3. Подбор художественной литературы
4. Подбор детских песен про животных
5. Подбор пальчиковой гимнастики
6. Подбор видео:
-Животные Арктики
-Животные Антарктики
- Мультфильмы о животных
7. Работа с родителями:
"Интересные факты о животных Севера" (наглядная информация)
"Почитаем детям дома" (список литературы для чтения дома)
"Поиграйте с детьми дома" (дидактические игры)
"Учим вместе с нами" (предлагаются для заучивания стихотворения о животных Севера)
Рисование на тему «Белые медведи», аппликация «Пингвин».
II. Основной этап
1. Беседы с детьми по данной тематике:
2. «Знакомство с Арктикой и Антарктикой»,
3. «Знакомство с животными Севера.
4. Чтение художественной литературы
Загадки и стихи о животных, Ю. Яковлев «Умка», Кожевников «Кто где живет?», И. Новикова «Мы идем по зоопарку», С. Маршак «Детки в клетке», Г. Снегирев «Пингвиний пляж», Г. Снегирев «К морю», Г. Снегирев «Отважный пингвинёнок», М. С. Пляцковский «Умка хочет летать», сказка «Отчего у белого медведя нос черный»
Пальчиковая гимнастика:«Пингвин»,
5. Дидактические игры:
«Назови детёнышей», «Подбери признак», «Узнай животного по описанию», «Четвёртый лишний», «Чьи лапы, хвосты?»,
«Угадай, кто?», «Назови ласково», «Кто что ест?», «Чей детёныш?».
5. Музыкальные игры: Е. Железнова
«Зайка прыгал», «Медвежата
Слушание детских песен:
Из мультфильма «Умка»
Продуктивная деятельность:
Лепка «Пингвины»
Рисование красками «Белые медведи»
Аппликация «Кит»
III. Заключительный этап
Отчёт по проекту
План реализации проекта.
Понедельник
Конспект на тему «Животные Арктики и Антарктиды»
Цель: расширить и систематизировать знания и представления детей о животных Арктики и Антарктики.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с Арктикой и Антарктидой, с особенностями их природных условий;
• учить выделять характерные особенности животных, обитающих в Арктикуе и Антарктике.
o Развивающие:
• формировать познавательную активность, желание узнавать много интересного самостоятельно или с помощью взрослых;
• формировать умение сравнивать, делать простейшие выводы;
• активизировать речь детей.
o Воспитательные:
• воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира;
• воспитывать бережное отношение к живым объектам.
Предварительная работа: беседы, ООД, рассматривание иллюстраций о диких, домашних животных и животных жарких стран.
Ход занятия
- Ребята, мы с вами уже познакомились с разными животными, которые живут на планете Земля и узнали про них много интересного. Давайте вспомним, какие это животные.
Ответы детей. Воспитатель помогает обобщать животных в группы «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран».
- А ещё на нашей планете есть загадочное области, где тоже живут животные. Попробуйте отгадать, о чём идёт речь:
А вы знаете, что где – то
Круглый год зимой и летом
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда?
Там стоит ужасный холод.
Пароходы там не ходят.
Лишь большиеледоколы
Добираются туда.
Воспитатель показывает иллюстрацию с ледоколом. Если дети затрудняются педагог помогает, наталкивает на мысль о том, что речь идёт о Севере (разбирает слово ледо – кол, показывает на иллюстрации снег и холод).
- Да, есть на Земле такие места, куда может пробраться только ледокол. Посмотрите, вот карта нашей земли, а на самом верху и в самой нижней её части есть области белого цвета. Это Северный и Южный полюса. Почему их изобразили белым цветом
- Правильно, там всегда холодно, лежит снег, льды, плавают огромные льдины – айсберги. Там долгая зима и короткое лето. Солнце появляется ненадолго и совсем не греет. Иногда можно увидеть вот такое красивое явление – полярное сияние. Здесь бывают длинные полярные ночи и короткий день.
Короной снежной
С двух сторон
Наш ашр прекрасный окружён
Два полюса, два братика.
Антарктика и Арктика.
- Вот так называются эти области.
- В верхней части Земли, там, где север – простирается Арктика Вот как она выглядит. Хоть там и холодно, но там тоже есть животные, как вы думаете, какие? А в тундре даже живут люди. Так же в тундре летом снег местами тает и можно увидеть растения, их мало и они низкие – это мох, лишайник, ягоды черники.
- Давайте познакомимся с животными Арктики. Как вы думаете, кто живёт на Северном полюсе в Арктике?
-Совершенно верно – хозяин севера – белый медведь. Это крупный хищник, у него тёплая шуба с длинным мехом. Почему? Белый медведь хорошо плавает, ныряет и быстро бегает. Питается рыбой, но может полакомиться и мелкими животными. Летом ест лишайники и ягоды. Он тоже мастерит себе берлогу. Из чего? Там в середине зимы появляются медвежата, которых мама кормит молоком.
- А это кто На кого он похож? Да, это хищник - полярный волк. У него тёплая белая шуба с длинной шерстью и широкие лапы. Почему? Лапы как лыжи, чтобы не проваливаться в снегу.
- А это кто? Правильно, это лисица, только называют её – песец. Тоже, обратили внимание, какая у неё шубка? И большой, красивый хвост.
- Так же в Арктике живёт и … арктический беляк – заяц. Он очень быстро бегает и ищет под снегом мох, лишайник и ягоды.
- Какая шубка у зайца? Почему у животных Арктики мех белого цвета?
- Ещё в Арктике живут моржи и тюлени. Это морские обитатели, они хорошо плавают и ныряют, для этого у них есть ласты. У моржа есть длинные клыки для того, чтобы раскапывать дно моря и добывать себе моллюсков. А вот тюлень питается рыбой.
- Живёт в Арктике и полярная сова. Она имеет тоже белое оперение. Это большая птица.
- Ну а в тундре живёт северный олень. У него тёплая шуба, широкие копыта, чтобы не проваливаться в снегу, а раскапывать его и отыскивать мох, траву. Олень на севере – это домашнее животное, люди запрягают сразу несколько оленей в сани и они везут их на работу, в больницу, в детский сад. А ещё олень даёт человеку мясо, молоко и тёплую шкуру. Из неё люди шьют себе одежду и обувь.
Физминутка «Северный полюс»:
Дуют ветры ледяные (Помахать руками вверху, подуть)
Горы снежные, крутые. (Поднять руки вверх, встать на цыпочки и плавные движения рук вниз)
Там о лете не слыхали, (Приставить руку к уху, наклониться., потом к другому)
Там согреешься едва ли. (Обнять себя и попрыгать)
Он не мал и не велик, (Развести руки в стороны и свести)
Этот снежный материк. (Хлопать в ладоши).
- А вот на противоположной стороне Земли находится Южный полюс или Антарктика. Но, несмотря на то, что это Южный полюс, это самое холодное место на планете. И все животные, которые там живут, большую часть времени проводят в воде.
- Это пингвин. Пингвин – это птица, но летать она не умеет, зато прекрасно плавает и ныряет. Крылья ему помогают плавать. По суше ходит, но очень неуклюже. На берег выпрыгивает, а потом скользит на животе, как на санках. Гнёзд они не строят, яйцо высиживает папа.
- Ещё в Антарктике обитают тюлени.
- И киты. Вот синий кит. Почему его так называют? Это самый большой кит, он вскармливает своих детёнышей молоком и может издавать голосовые сигналы. Питается он креветками и мелкими рачками.
- Сегодня мы узнали, что оказывается, там, где холодно и вечно лежит снег, тоже живут разные животные. Назовите, кого вы запомнили?
Рисование «Белый медведь»
(рисование гуашью, жесткой кистью, тычковым методом)
Вторник.
Занятие: «Животный мир».
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций и беседа о животных Севера.
Цели и задачи:
• уточнить представления о животных, о их внешнем виде, повадках;
• способствовать накоплений знаний по данной теме;
• воспитывать любовь к природе.
Форма и содержание:
• беседа по серии картин;
• знакомство со строением тела и повадками животных;
• д/и: «Чьи следы»
Образовательная деятельность.
Рассказы о животных.
ТЮЛЕНЬ.
Белое море - это природная среда обитания тюленей и они выбирают льдины не случайно - здесь они чувствуют абсолютную безопасность. Тюлени любит лежать на берегу неподвижно, особенно когда греет солнце. У тюленей удлинённое тело, короткая шея. Где больше любят находиться тюлени? Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.
Белый медведь это огромный хищник, он самый большой зверь который обитает на суше. Этот хищник отлично охотится в воде, он может плавать и нырять, умеет ловить рыбу и тюленей. Белый медведь умное и хитрое животное, причем в дополнение очень любопытное, может прыгать и веселится как щенок. Детенышей растит и кормит только медведица, при рождении они маленькие и крохотные.
Отец не принимает участия в воспитание медвежат. Основной пищей для полярного медведя служат тюлени и рыба но, несмотря на это, в относительно теплое время года белые медведи не прочь полакомиться ягодами, мхом, лишайниками и другими, имеющимися в тех местах, растениями. Медведи отлично плавают, но они недостаточно проворны, чтобы догнать тюленя в открытой воде. Поэтому они охотятся на льду: чаще всего устраивают засаду и ждут, пока тюлень не появится на поверхности, чтобы подышать. Белые медведи приспособлены к жизни в почти самых суровых условиях на нашей планете. Толстый мех и 3–4 сантиметровый слой жира защищает их тела от переохлаждения в морозном воздухе и ледяной воде. Кроме того, жир делает тело животного более лёгким, позволяя ему лучше удерживаться на воде. Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суши быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Благодаря своим большим размерам белые медведи имеют не очень много врагов в естественной среде обитания. В воде на животное может напасть морж или касатка, на суше жертвами волков, песцов и собак иногда становятся маленькие медвежата, оставшиеся без присмотра не слишком бдительной или зазевавшейся матери. Основную угрозу белому медведю представляет человек с ружьем
ПИНГВИН.
Пингвины – удивительные морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, раков. А вот летать они не умеют. Крылья у них есть, но годны они не для полётов, а для плавания. Поэтому их называют водоплавающими птицами. Пингвины очень любят плавать, а когда выходят на сушу их тело остаётся сухим и они не мерзнут на морозе. Пингвины сильно отличаются от тех птиц, которых мы привыкли встречать на улице. У них есть крылья, но они не умеют летать и очень смешно ходят, переваливаясь с боку на бок. Питаются пингвины рыбой, которую ловят в океане.
Аппликация «Пингвины на льдине»
Д/и: «Чьи следы»
Среда
Образовательная деятельность: рассматривание иллюстраций в книгах, чтение.
Цели и задачи: расширять знания детей о разнообразии животного мира.
Форма и содержание:
• беседа по содержанию книг, журналов и т. д. ;
• Просмотр видео про животных
Рассматривание вместе с детьми книг, журналов, иллюстраций, обсуждение.
Прослушивание голосов животных Арктики и Антарктики «Чей голос?», дети пытаются угадать, чей голос они услышали (касатка, пингвин, тюлень и т. д.).
Описание животных и угадывание «Узнай по описанию».
Раскрашивание, понравившегося животного.
Четверг
• раскрашивание, понравившегося животного;
• Д/и: «Узнай по описанию», «Чей голос», Чья тень»
• Сказки и рассказы о животных
Сказки и рассказы о животных
Отчего у белого медведя нос чёрный
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!
В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.
Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!
Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!
Пингвиний пляж (Г. Снегирёв)
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдинами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр!.. Каррр!. .»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!
Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, - думаю, - повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
Пятница.
• аппликация «Кит»;
• сказки и рассказы о животных
• обобщить знания детей о климате Арктики и Антарктики; о животном мире Севера.
Сказки и рассказы о животных
К морю (Г. Снегирёв)
Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот - и вниз, за ним второй, третий - и покатились
Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молчат они, все в ногу, серьёзные.
Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!
Первый пингвин растопырит крылышки - и вниз головой.
И прыгают с кручи один за другим, по очереди. Вынырнут из воды, наберут воздуха - опять под воду. Нырнут, поймают рачка, опять вверх - глотнуть воздуха. В воде они тоже цепочкой плавают, кувыркаются, играют.
Отважный пингвинёнок (Г. Снегирёв)
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Умка хочет летать (М. С. Пляцковский)
Маленький Умка - белый медвежонок - сказал маме:
- Я хочу летать.
- А ты попробуй, - ответила Большая Медведица. - Может, у тебя и получится.
- Но я же не умею, - вздохнул Умка. Большая Медведица ласково потрепала сынка за ухо и показала на гагар, сидящих на скале.
- Смотри, как летают птицы. У них это получается. А я пойду рыбу ловить. Ушла Большая Медведица, а Маленький Умка остался один и стал наблюдать за гагарами.
Гагары сидели. Гагары кричали. Гагары летали над медвежонком. А он провожал их грустным взглядом, задрав к небу свою остроносую мордочку. «Наверно, можно взлететь. с разбегу», - решил Умка.
Он быстро-быстро засеменил лапами по снегу, но вместо того чтобы взлететь, перекувыркнулся столько раз, что у него даже голова закружилась.
«Нет, что-то не то», - подумал Умка, встал, отряхнулся от снега и заковылял к той самой скале, на которой гагары шумели.
«Попробую лучше со скалы взлететь, как эти самые гагары. Со скалы-то каждый полетит?» - расхрабрился Умка.
Кое-как удалось медвежонку вскарабкаться на скалу. Закрыл он от страха глаза, замахал лапами и. прыгнул. Хорошо еще, что угодил Умка прямо в сугроб и не очень ушибся. Выбрался он из сугроба и ворчит:
- С этой скалы можно полететь. только на землю. А я хочу - в небо? Постоял Умка, постоял.
Постоял Умка, постоял. За ухом лапой почесал и говорит сам себе:
- Эти птицы, видно, потому летают, что у них есть крылья. Подожду, когда у меня вырастут. А пока пойду, поучусь у мамы рыбу ловить.
Отчет проекта