Светлана Кукушкина
Консультация для работа с детьми с ОВЗ «Агрессивность и приемы саморегуляции»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Мини-лекция «Что такое агрессивность».
2. Игра «Обзывалки».
3. Мини-лекция «Как помочь себе бороться с гневом».
4. «Мы рисуем».
5. Упражнение «Работа с гневом».
6. «Маленькое привидение»
7. Волшебные шарики» (Павлов Я. А.)
8. «Липучка»
9. «Котик» (Павлов Я. А.)
10. «Серебряное копытце» (Павлова Я. А.)
11. Обратная связь.
1. Мини- лекция «Что такое агрессивность».
Темочки:
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Педагог дает определение термина. Агрессия (от латинского «аgгеssiо» —
нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе,
наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным,
приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние
напряженности, страха, подавленности и т. (Психологический словарь, 1997).
Далее педагог раскрывает основные причины появления агрессивности у детей.
Особое внимание следует уделить обсуждению стилей воспитания в семье и их
влияния на возникновение агрессии (Р. Кэмпбелл, 1997, И. Раншбуг, П.
Попттер,1983, Д. Лешли,. 1991).
2. Игра «Обзывалки»
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в
приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг
друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев,
фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно
начинаться со слов «А ты.». Например: «А ты — морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что- нибудь приятное, например: «А ты — моя радость.»
Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед
началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не
надо.
Обсуждение: В ходе обсуждения ученики делают вывод о том, что данная
игра способствует решению не только поведенческих проблем.
Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с
разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то
приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
3. Мини-лекция «Как научиться работать с гневом»
Перед тем как сообщить основную информацию по теме, ведущий обсуждает
с группой, что такое гнев. Далее тренер рассказывает об основных направлениях
работы с агрессивным детьми, используя теоретический материал
представленный выше.
4.«Мы рисуем»
5. Упражнение «Работа с гневом».
Дети в паре. Делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список
способов выражения гнева (см. приложение 11). Дети в результате
обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее
подходящими.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
1. Громко спеть любимую песню.
2. Прометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные
эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и
бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19. Сломать несколько игрушек.
20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто
быстрее пробежит»
21. Стучать карандашом по парте
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.
6. «Маленькое привидение»
Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного
ребенка гнев.
Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых
привидений. Нам захотел немного похулиганить и слегка напугать друг друга.
По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог
приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить
страшным голосом звук,У”. Если буду тихо хлопать, вы будете тихо
произносит если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните,
что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог
хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем
детьми!»
7.«Волшебные шарики» (Павлов Я. А.)
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек
«лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик
-«болик» — и дает инструкции: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его,
сложите ладошки вместе, покатайте, подыщите на него, согрейте его своим
дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите
на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во
время выполнения упражнению.
8.«Липучка»
Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со
сверстниками, снятию мышечною напряжения, сплочению детской группы.
Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю
музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом
они приговаривают: «Я — липучка — приставучка, я хочу тебя поймать».
Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей
компании. Затем они все вместе ловят в свои сети других.
Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в
кругу, держась за руки.
Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает
темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры,
замедляется по мере ее проведения.
9.«Котик» (Павлов Я. А.)
Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление
положительного эмоцнонального настроя в группе.
Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети
придумывают сказку про котика, который:
• нежится на солнышке (лежит на коврике);
• потягивается;
• умывается;
• царапает лапками с коготками коврик и т. д.
В качестве музыкального сопровождения
можно воспользоваться записями аудио «Волшебные голоса природы» : «Малыш
в лесу».
10.«Серебряное копытце» (Павлова Я. А.)
Цель: Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так
возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.
Содержание: Представь себе, что ты — красивый, стройный, сильный,
спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке
серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле,
появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь
появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди
не видят этих монет, они чувствуют доброе тепло и ласку, исходящие от тебя.
Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
Примечания: Данная игра может стать групповым ритуалом в детском
коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.
Обратная связь.