Eлена
Консультация «Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников»
▼ Скачать
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. И чтобы наши воспитанники были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях, излагать свои мысли, вести диалог.
Публикация «Консультация „Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Одной из самых актуальных проблем современности является именно проблема формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Общение, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из таких технологий является детская журналистика.
Детская журналистика - это инструмент развития творческой личности, несущая творческую и коммуникативно - игровую функцию.
Цель использования технологии: помочь ребенку достичь успешного общения с людьми, взаимодействовать со знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими детьми; совершенствовать и расширять связную, диалогическую речи старших дошкольников.
Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Именно поэтому нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом.
Изучив и проанализировав материалы, освещающие вопросы формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста я предположила, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением, в частности метода интервьюирования, усилит коммуникативные навыки и умения.
Поставленные задачи решаю через различные формы работы : беседы, совместную деятельность взрослого и детей, составление рассказов детьми, разработка интервью, сотрудничество с семьей – это позволяет развивать не только диалогическую речь детей, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи. Знакомство с профессией журналиста - репортера как нельзя лучше поможет воспитанникам справиться с этими задачами.
Мы с детьми рассматривали печатные издания: газеты, детские журналы. Сравнивали их, находили сходства и различия. Во время бесед знакомились с профессией журналиста, диктора, фотокорреспондента.
На занятиях по развитию речи используем микрофон, как атрибут профессии. Ребенок не просто пересказывает текст, а как журналист рассказывает нам о каком - то событии. Это вносит элемент игры, и уже каждому хочется попробовать себя в роли выступающего. С огромным интересом они произносят фразы: «Дальше вам о событии расскажет…», «А я передаю слово …» Используя этот прием, обратила внимание на то, что желание принять участие в пересказе появилось и у тех ребят, которые обычно тихонечко отсиживаются и не хотят презентовать свой пересказ на всеуслышание.
Микрофон стал привычным атрибутом и на утренних беседах. При обсуждении какой - либо темы или решении задач, ситуаций я выступаю в роли журналиста и предлагаю детям высказываться именно в микрофон. И сразу активность ребят возрастает. Микрофон можно увидеть и в самостоятельной деятельности детей: ребенок берет микрофон и начинает задавать вопросы своим товарищам, а отвечать в микрофон гораздо интереснее, чем просто так разговаривать.
Неотъемлемой частью в формировании коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста являются игры по развитию речи, такие как «Узнай по описанию», «Да - нет», «Два из трех» и т. д.
Например, игры:
«Рассеянный» - ребенок выступает в роли Рассеянного; он забыл, как называется предмет, и может только его описать, а дети должны отгадать – о каком предмете он говорит;
«Дружеское интервью» - ребенок садится в центре круга, остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?», «Какое любимое твое время года? Почему?», «Какое твое любимое лакомство?» и т. п. (зарисовка детьми символов для вопросов)
«Что нужно для работы» - необходимо выбрать те картинки, на которых изображены орудия труда журналиста.
Ведущее место отведено сюжетно - ролевой игре «Мы журналисты» с различными сюжетами «Репортаж из группы», «Гость в телестудии», «Съемка с детского утренника» и др.
Сюжет «Репортаж из группы», например, проигрывался так: дети – репортеры находили интересные объекты в группе и описывали их, стараясь своим рассказом привлечь внимание к объекту.
Игры организуются в разные временные промежутки: это может быть и утреннее время, и возвращение с прогулки, и работа перед сном, и вечернее время. Очень часто использую следующий прием: называть слова по определенной теме, например, чтобы зайти в группу с прогулки нужно назвать 3 диких животных, ягоды, предметы обуви, одежды, дни недели, геометрические фигуры и т. д. Данный прием способствует повышению и активизации мыслительной деятельности и словарного запаса ребенка. Чтобы сформировать у воспитанников умение брать интервью и соблюдать правила диалога, мы совместно с детьми беседовали о правилах ведения диалога, через игры развивали умение задавать вопросы, пробовали брать интервью друг у друга, у помошника воспитателя, у родителей.
В качестве наиболее эффективного приема развития коммуникативных умений и навыков мы используем моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение.
Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе с педагогом дети оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок - символов.
Моделирование считается эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. Следуя схемам для ведения интервью, дети сначала учатся, а затем совершенствуют свое умение соблюдать последовательность в передаче событий, умению вести диалог, планировать вопросы беседы, выделять смысловые звенья диалога, быть вежливыми и воспитанными.
Особое внимание было уделено взаимодействию с родителями. Данная работа включает в себя: рекомендации по просмотру телепередач, совместное с ребенком чтение интервью журналистов в газетах и журналах, разработку памятки для родителей «Обсудите интервью с ребенком…», подобраны коммуникативные игры, в которые можно поиграть дома:
- «Магнитофонный разговор», в процессе которого необходимо записать интервью с бабушкой или дедушкой согласно составленному вопроснику.
- «Полезные советы». Пока мама занята домашними делами, ребенку можно предложить стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики «Как сварить суп», «Как пришить пуговицу» «Как помыть полы», «Как приготовить бутерброд», «Как правильно перейти улицу». и др.
- «Угадай, кто говорит». Ребенок описывает профессию, но не называет ее.
И, конечно же, родители, это те самые первые, важные люди, чья похвала и оценка результатов работы особенно важна для ребенка.
Работа над формированием коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста продолжается, но уже видны результаты. Дети получили опыт сотрудничества и общения друг с другом, с педагогом, родителями, создавая совместный продукт, они грамотнее осуществляют диалог. Во время диалога стали более терпимы к собеседнику, стараются выслушать его до конца. Это трудно, но стараются изо всех сил.
В результате реализуемого процесса работы дети не только приобретают знание норм коммуникативных умений и навыков речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях.