Чубыкина Ирина
Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА
Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.
«Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
[/i]
Публикация «Консультация для родителей: „Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Большое значение в развитии речи ребенка играет художественная литература. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее», - писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Поэтому как мы, воспитатели, так и Вы, родители должны помочь детям развить интерес и любовь к художественной литературе.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и в сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых. Ознакомление с произведениями литературы способствуют воспитывать интерес и способность различать выразительные средства, учит определять и мотивировать своё отношение к героям произведения, формировать нравственные критерии оценки.
Очень важна интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений. Такое чтение будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, а при пересказе текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.
Обращайте внимание и на иллюстрации в книге, они окажут помощь в организации речевой работы с детьми.
Знакомство ребенка с художественной литературой следует начинать с миниатюр устного народного творчества - потешек, песенок, а, далее - народные сказки, доступные ему по возрасту. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений - миниатюр.
Помните, что выбор произведения не может быть случайным, книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у детей чувство прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь внимание ребёнка, возбудить интерес к книге. Это может быть сказка с торжеством добра, любви и справедливости над злом; книга писателя-природоведа о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в труде.
Перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, что изображено на картинках, но не раскрывайте содержание книги.
Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей, название произведения. Полезно дать краткие сведения о писателе. Если ребёнок отвлекается от слушания, ни в коем случае не делайте резких замечаний, подчеркните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждёте от ребёнка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования. По окончании обсудите с ребёнком прочитанное, ответе на его вопросы.
Следует обращать внимание детей на художественные особенности языка произведений. Например, после чтения рассказа Снегирёва «Скворец», вспомните с ребёнком, как автор писал о зиме, какими словами рисовал картину зимнего леса. Ваша задача - помочь детям вдуматься в слова, прислушаться к ним.
Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя что-то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углубляет и закрепляет восприятие услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребёнка, тогда можно прочитать ещё что-нибудь, придерживаясь тематики или единства образов. Большие произведения лучше читать отдельными частями, например, сказку «Конёк-горбунок» Ершова. Книги, насыщенные большим количеством событий, читайте реже. Лучше читать книги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения ещё раз рассмотреть иллюстрации, невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребёнка бережного отношения к ней. Учите ребёнка самостоятельно рассматривать книгу.
Не следует прибегать к чтению во время еды, чтобы заставить ребёнка есть, в транспорте по пути домой, а так же читать без учёта возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.
Лучше читать в спокойной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда слушают все члены семьи. Покажите, что книгу всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, беря их с верхнего правого угла. Не разрешайте ребёнку перегибать книгу. Расскажите, что над созданием книги трудилось много людей, её надо беречь.
Научившись переживать события, чувства с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Помогите ребёнку обзавестись собственной библиотекой, и, конечно, желательно, чтобы у ребёнка был маленький шкаф для книг или полка.