Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»

Татьяна Савельева
Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультации для воспитателей

«Создание условий для экологического воспитания в детском саду»

Подготовила: воспитатель Савельева Т. В.

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты.

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для экологического воспитания в детском саду“» размещена в разделах

1. Создание условий для экологического воспитания детей.

2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.

3. Формирование системы знаний о природе.

4 .Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.

5. Элементарная поисковая деятельность детей.

6. Кружковая работа.

7. Совместная работа с родителями.

Цель экологического воспитания – формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания :

1. Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными.

2. Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду.

3. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

4. Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Формируя систему знаний о природе, воспитатель помогает детям :

- видеть и понимать связи между явлениями природы;

- эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;

- практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. С точки зрения экологического воспитания растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать.

Для познания большого мира педагоги знакомят детей с образом этого мира. Необходимо вносить в развивающую среду глобус, географические карты, атласы. Знакомство детей со странами и континентами идет на основе широкой наглядности – это модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания заселяются представителями растительного и животного мира, маршруты путешествий. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации. Существенная роль принадлежит справочно-энциклопедической литературе и в развивающей среде отводится место для нее.

В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, рассады, так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами.

1. Проводить многоразовые наблюдения объектов природы.

2. Фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами.

3. Обсуждать увиденное.

4. Осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы.

5. Отражать впечатления от природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

1. Первично-ознакомительные, дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Дети обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.

2. Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание этих занятий направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы, где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и прочее.

3. Элементарное экспериментирование с объектами природы. На этих занятиях воспитатель демонстрирует модели, раскрывающие взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленные и логично построенные бесы, подводящие детей к пониманию причинных связей в природе.

4. Обобщающие занятия. Они проводятся с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей.

5. Комплексные занятия. В занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности.

Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

- дети познают явления с различных позиций;

- дети меньше утомляются от обучения, так как происходит частая смена деятельности;

- одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей.

Первая часть занятия - беседа по календарям природы, формирование обобщенного представления об осени (решение задачи интеллектуального развития). Вторая часть – посещение выставки художественных произведений с осенней тематикой (репродукции, фотографии, цветные иллюстрации в книгах). Дети и воспитатель осматривают выставку, оценивают красоту произведений, слушают стихотворения поэтов – классиков на эту же тему (решение задачи эстетического развития). Третья часть – свободное рисование на тему «Осень в гости к нам пришла» (решение задачи художественно-творческого развития).

Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия (ограждение муравейника, очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек и прочее).

Методы экологического воспитания.

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.

1. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей,

2. Беседа, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.

3. Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики – «недельная»). Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода.

4. Наглядный метод. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. В зависимости от возраста детей используются картинки, значки – пиктограммы, календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.

5. Труд детей в природе. Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд в природе – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями.

6. Элементарное экспериментирование с объектами природы. Эксперименты раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводит детей к пониманию причинных связей в природе.

7. Дидактическая игра. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат.

Таким образом, целью данной работы является воспитание у детей понятия о самоценности природы, осознание ребенком себя как часть природы, воспитание уважительного отношения ко всем представителям живой природы независимо от того нравятся они ему или нет, понимание того, что в природе все взаимосвязано, воспитание активной жизненной позиции.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Консультация для воспитателей «Точечный массаж в детском саду»Консультация для воспитателей «Точечный массаж в детском саду» В настоящее время проблема физического и интеллектуального развития и состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 20:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Савельева (УИ 933744) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД