Галиакберова Эльвира Ильдусовна
Консультация для воспитателей «Как правильно знакомить детей со звуками и буквами»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировке звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звуков.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как правильно знакомить детей со звуками и буквами“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём. Выделить последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так при анализе слова дом ребё нок должен произнести его три раза: ддом, доом, домм. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух.
Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово даёт возможность картина – схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд карточек под рисунком, которые последовательно запоминаются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Рисунок помогает ребёнку видеть предмет название которого анализируется. Схема даёт возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой – либо звук, будут заполнены не все карточки – и он увидит, что где – то ошибся. При проведении звукового анализа ребёнок ведет указкой под схемой и в соответствии слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Самое пристальное внимание необходимо, в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.
Хорошо отработанные действия интонационного выделения звука в слове является основой будущего грамотного, без пропусков письма.
После того как дети овладеют навы5ками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, которые обозначаются красными фишками. На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «М», «М’» «мешают» губы; «С», «С’», «З», «З’» «мешают» зубы и т. д. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков по их произношению помогают детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками. В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «Ж» и «Ш» не имеют мягкой пары (маленького братца, а у звуков «Й» и «И» нет твёрдой пары (большого братца).
После того как воспитанники научатся различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог. В след за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове, обозначать на схеме чёрной фишкой.
Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос, ударение с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок - замок). Важно чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.
В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слово фишками на столах. На доске картина – схема заменяется полоской – схемой.
В подготовительной группе звуковой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твёрдых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твёрдых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и - после мягких согласных. Дети узнают, что буквы я, е, ё, ю в начале слова или после гласного звука обозначают 2 звука : «йа», «йо», «йу», «йэ».
Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, в слове «ЯМА» 1 – й звук «Й» - мягкий согласный, 2 – ой звук «А» - гласный, 3 – ий звук «М» - твёрдый согласный, 4 – ый звук «А» - гласный – всего 4 звука. Затем дети обозначают звуки буквами – из 3, «ЙА» - обозначается одной буквой «А».
Иногда в этот период обучения дети начинают путать 0вуки и буквы. Например при анализе слова «ЮРА» ребёнок не называет в слух последовательность звуков «Й», «У», «Р», «А», а молча выкладывает слово буквами Ю,Р,А. на вопрос «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ – «Ю» т. е. название буквы используется вместо названия звук. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь 2 – «Й» и «У», а буква одна – «Ю»
В течении года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы.
Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука : твёрдый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учётом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, в слове «НИНА» буква «Н» обозначает звуки «НЬ», «Н» и т. п.
Для того, чтобы дети усвоили, что одна буква может обозначать два звука (твёрдый и мягкий согласный) им даётся задание назвать несколько слов сначала с твёрдым согласным, затем с мягкой его парой.
По ходу ознакомления с согласными буквами (Ж, Ч,Щ) вводятся специальные грамматические правила написания сочетаний : «ЖИ», «ШИ», «ЧА», «ЧУ», «ЩА», «ЩУ».
Введенные грамматические правила закрепляются при выкладывании предложений, в чтении и к концу учебного года прочно усваиваются детьми.
С целью закрепления знаний, полученных на занятиях, проводятся дидактические игры вне занятий. В старшей группе можно проводить такие игры: «Назови слово», «Какой звук?», «Твёрдый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца», «Поймай конец и продолжай»; в подготовительной группе игры: «Найди свой домик», «Кто внимательный», «Назови слово по заданной модели», «Игра – загадка», «Це