Получи документы

Консультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возраста (3 фото)

Ольга Мамонова
Консультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что все дети рождаются с абсолютным слухом. Постепенно, если ребенок не слушает музыку, никак не тренирует свой слух, эта способность утрачивается (частично или полностью). И потом, в семь лет, пойдя в музыкальную школу, ребенок мучается от того, что у него ничего не получается…

Чтобы помочь ребенку не потерять музыкальные способности, совершенно не обязательно быть профессиональным музыкантом. Мало того, можно вообще не уметь ни на чем играть…

Публикация «Консультация „Играем со звуками и музицируем“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

УЧИМСЯ СЛУШАТЬ

Гремящие коробки

Покажите детям два предмета, которые могут издавать звуки, например при встряхивании. Самый простой вариант - две разные на вид коробки с мелкими предметами. Продемонстрируйте детям звуки, которые издают эти предметы. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и встряхните. Затем достаньте предметы и предложите детям угадать, что звучало. Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов и подбирайте предметы, издающие похожие звуки, тем самым усложняя задачу.

Например, возьмите несколько спичечных коробков. Насыпьте в них разные наполнители - крупу, горох, фасоль, соль, пуговки. Можете оклеить все коробки бумагой разного цвета, чтобы дети запоминали, как звучит красный коробок, желтый и так далее. Если все коробки оклеить бумагой одного цвета, детям придется встряхивать их по очереди, чтобы найти тот, который прозвучал.

Можете сделать два одинаковых комплекта шумящих коробков (по-разному наполненных, но одинаковых внешне) и предложить детям найти пары к коробкам. Для начала возьмите один коробок, встряхните, предложите детям найти такой же из двух предложенных. Впоследствии они смогут сами находить пары в наборах из пяти-десяти коробков.

Если детям нравятся такие игры, усложните задание. В одном коробке оставьте две-три спички, а в другом - штук пять, в следующем - десять, и так далее. Коробки будут звучать хоть и очень похоже, но все-таки каждый по-своему. Такие коробки можно выкладывать в ряд от самого «тихого» к самому «громкому» и наоборот.

***

В уже построенном ряду поменяйте местами две коробочки. Дети должны найти ошибку на слух, то есть проверить весь ряд и восстановить нарушенный порядок.

***

Встряхните два-три коробка подряд. Предложите детям найти (опытным путем) и встряхнуть эти коробки в заданной последовательности.

Что это за звук?

Для игры понадобится предварительная подготовка и как минимум звукозаписывающая техника (простейший бытовой магнитофон со встроенным магнитофоном).

Пройдитесь по квартире с магнитофоном и запишите как можно больше разных звуков, которые могут быть знакомы детям. Например плеск воды, шум работающего пылесоса (стиральной машины и других приборов, свист чайника, скрип двери, стук закрывающейся двери, звон ключей, падение металлической крышки от кастрюли на пол, дверной звонок, звонок телефона и многое-многое другое. Звуков должно быть много, и они должны быть разнообразными.

Можно также записать хорошо узнаваемые звуки на улице.

При прослушивании записи ребенок должен угадать, что это за звук, и сказать, что звучало. Чтобы самим не запутаться, во время записи пишите шпаргалку…

Кто это сказал?

Один из детей - водящий - отворачивается, остальные сидят на стульях или на полу в ряд. Один ребенок из группы сидящих произносит какое-то слово, например, «угадай!». Водящий отгадывает, кто из ребят произнес слово.

Естественно, дети в группе должны быть хорошо знакомы друг другу. Если детям по 4-5 лет, взрослый указывает, кому произносить слово. Если дети старше, они могут договориться между собой.

«Радио»

Игра может проводится в группе детей или один на один – взрослый и ребенок. Из двоих играющих один будет изображать радио, а другой будет этим радио управлять.

Суть игры заключается в том, чтобы «радио» спело песенку и не сбилось, пока капризный слушатель будет делать то громче, то тише.

«Регулировать громкость» можно, делая вид, что двигаешь выключатель вверх-вниз или поворачиваешь по кругу вправо и влево. Какую песенку спеть, определяет само «радио» или слушатель.

Если «радио» сбивается, на его место приходит другой игрок. Если нет, то меняется слушатель.

Если взрослый и ребенок играют один на один, они меняются ролями по очереди после каждой песенки и играют, пока не надоест.

Взрослый должен заранее сказать ребятам, что очень громко «радио» включать не надо, иначе сбегутся все соседи…

ИГРАЕМ НА ПИАНИНО

Угадываем клавиши

Если у вас в группе есть пианино или синтезатор, пометьте фломастером две клавиши, находящиеся далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них несколько раз. Затем попросите детей отвернуться и нажмите только одну клавишу. Им останется угадать, какая из помеченных клавиш звучала. Постепенно усложняйте задания - увеличивайте количество клавиш и уменьшайте расстояние между ними.

Когда дети будут легко выполнять задания, отметьте пять-десять клавиш. Нажмите две-три отмеченные клавиши подряд. Пусть дети найдут их и нажмут в прозвучавшей последовательности.

То же самое задание, но нажимайте одновременно на две клавиши из пяти-десяти выделенных. Потом попробуйте нажимать на три и более клавиш одновременно (из нескольких выделенных).

Те же задания - найти одну клавишу, две-три подряд, две одновременно, три и более одновременно, но не из некоторого количества обозначенных клавиш, а в некотором выделенном диапазоне. То есть отметьте фломастером начало и конец какого-то участка клавиатуры (в десять-двадцать клавиш).

Можно задать детям эти задания, не отмечая ничего на клавиатуре. То есть использовать любые клавиши.

Нарушенный звукоряд

Нажмите на три-четыре белые клавиши подряд на глазах у детей. Предложите им отвернуться и сыграйте этот же звукоряд еще раз, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или вместо одной из белых клавиш нажмите на черную. Когда дети повернуться, не забудьте подсказать им, с какой ноты надо начинать. Пусть дети сыграют первоначальный звукоряд и угадают, какую ноту вы заменили. Постепенно дойдите до звукоряда из семи-восьми нот. Играйте в разных местах клавиатуры.

Не сбейся

Еще одна игра с клавиатурой пианино.

Нажмите на клавиши, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, на первую клавишу вы нажмете один раз, на следующую два раза, затем на следующую снова один раз, затем два и так далее. Ребенок должен продолжить этот рисунок до конца всей клавиатуры и не сбиться.

Рисунок может быть с возвращениями. Нажимаем три клавиши подряд вперед, одну назад. Начинаем с той, на которой остановились, - и опять три вперед, одна назад. Вслух задание проговаривать не надо. Только играете на пианино. Дети должны уловить рисунок самостоятельно.

Если сложные задания не получаются, вернитесь к более простым или отложите игру на несколько месяцев.

Исполни выше или ниже образца

Объясните детям, что звуки бывают разными по высоте. Правда, оттого что вы произнесете подобную фразу, ничего в сознании ребенка не изменится… Нужно показать это, используя инструмент.

Нажимайте клавиши, издающие очень высокие и очень низкие звуки. И говорите детям - этот звук высокий или низкий. Для яркости назовите высокий звук еще как-нибудь, например тоненький, писклявый, сравните с кем-нибудь из живых существ, с птичкой или мышкой. Про низкие звуки можно придумать другие сравнения: медведь ревет или пароход гудит.

Когда дети хоть немного усвоят эти понятия, начните сравнивать звуки по высоте. Вы нажимаете любую клавишу, дети по вашей просьбе нажимают звук выше или ниже образца. Для начала «в открытую». То есть дети видят, какую клавишу вы нажали.

Потом пометьте несколько клавиш на инструменте. Дети отворачиваются, вы нажимаете одну из них, они поворачиваются и выполняют задание. Затем выделяете не несколько клавиш, а некоторый диапазон, как в игре «Угадываем клавиши».

Затем пробуйте играть со всей клавиатурой не глядя, то есть дети не должны видеть, на какую клавишу вы нажали, и обойтись без всяких подсказок.

ИГРАЕМ ПО НОТАМ

Консультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возраста

Если вы хотите познакомить детей с нотами и научить их играть простые песенки (для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки, совсем не обязательно в совершенстве владеть инструментом и музыкальной грамотой.

Для начала купите себе учебник по сольфеджио. Лучше покупать учебник не для взрослых, где все слишком заумно написано, а для учеников первого класса музыкальной школы. Полистайте его, познакомьтесь с азами музыкальной грамоты, чтобы ничего не напутать, когда начнете играть с нотами вместе с детьми.

Кроме учебника вам понадобятся цветная бумага, набор цветных фломастеров, картонные карточки. Ну и, конечно, музыкальный инструмент - пианино или синтезатор.

Первым делом наклейте на клавиши пианино разноцветные кружочки (квадратики, кляксы или другие символы). Конечно, не на всю клавиатуру, а только на ту октаву, которая находится в самом центре. Она называется «первая».

Цвета можно выбрать любые, но самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. «До» - красный, «Ре» - оранжевый, «Ми» - желтый, «Фа» - зеленый, «Соль» - голубой, «Ля» - синий, «Си» - фиолетовый. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Чтобы кружочки не отрывались, можно заклеить их скотчем. Итак, наклеили цветные метки. Прямо над ними желательно написать название нот (для детей, которые умеют или учатся читать). Получится примерно так, как показано ниже.

Фото «Играем со звуками и музицируем»

Рассмотрим клавиши вместе с детьми. Спросите их, знают ли они цвета (а они, конечно, знают). Попросите их нажать на клавишу того или иного цвета. Можете заодно говорить название нот, которые тут же для подсказки написаны на клавишах.

А можете, нажимая на клавиши, петь простенькие песенки типа «Андрей-воробей» (ритмичные на одной ноте).

Потом можно переходить к записи музыкальных произведений нотами. Вы, конечно, понимаете, что сначала это будут даже не простые произведения, а крайне примитивные – состоящие из одной ноты.

На небольшом листике картона нарисуйте нотный стан, скрипичный ключ (даже если вы не знаете, для чего он нужен). На нотном стане нарисуйте одну нотку (она, конечно, должна быть того же цвета, что и на вашей клавиатуре, а расположение нот вы, разумеется, уже выучили по учебнику сольфеджио). Ноту не закрашивайте. Пусть будет только цветной контур.

Под нотой - слово с одной гласной - это будут слова вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС и так далее. С обратной стороны карточки можно наклеить картинку, иллюстрирующую слова: дом, кот, мышь и так далее.

«Давайте играть песенки!» - предложите детям. Пусть они выберут по картинке, какую песенку им сыграть.

Поясните детям, что надо найти на клавиатуре кружочек (квадратик) такого же цвета, что и нотка на картоне.

Нажмите ноту (вы или ребенок) и постарайтесь спеть слово, которое написано. Ребенок может петь или не петь - по желанию. Не стоит просить ребенка: «Вот теперь ты покажи, где синяя нотка, или ты спой…» Если игра понравилась детям, вы будет каждый день петь им новые и новые песенки. А они постепенно начнут вам подпевать, а потом и сами попросят исполнить песню на пианино.

Можете в процессе музицирования время от времени говорить названия нот «До», «Фа» и так далее. Но, опять же, не стоит экзаменовать детей, запомнили они, где какая нота, ли нет.

Поскольку нот всего семь, песенки на одну ноту будут повторять друг друга (вариантов, как вы понимаете, всего семь). На одну и ту же ноту, например «Соль», у вас может получится три, пять и больше песен.

Когда вам и детям будет все понятно. Попробуйте написать песни на две ноты.

Это будут слова из двух слогов, то есть в двумя гласными: «ма-ма», «па-па», «Ка-тя», «Ми-ша», «Ли-за», «до-мик», «кук-ла», «ча-сы», «дож-дик», «птич-ка», «солн-це».

Нарисуйте нотный стан, напишите слово, отделяя слоги (как в настоящих нотах). Если вы учитесь читать по складам, выделите слады цветом (ударный - черный, наклейте на обороте картинку.

Консультация  для детей младшего дошкольного возраста - фото

Ноты, конечно, выбираются произвольно. Но одна из них будет опять незакрашенной (это называется «половинка», или «половинная нота», а другая закрашенной (это называется «четверть», или «четвертная нота»). Ударный склад будет под нотой половинкой. Соответственно он будет длиннее.

А неударный будет четвертной нотой.

Покажите детям картинку, скажите: «Это часы. Сейчас мы споем песенку про часы». Торжественно поставьте карточку на пюпитр, сыграйте и спойте.

Если детям очень хочется самим сыграть, им нужно дать песенку, где ноты идут друг за другом подряд, - так легче найти их на клавиатуре. Аналогично можно заготовить песенки из трех нот.

Если детям нравится играть по нотам, можете переписать простые песенки из того же учебника по сольфеджио для первоклашек, рисуя цветные ноты.

Постепенно. Конечно, нужно будет переходить на черно-белые ноты. Но все же не забывайте, что для детей-дошкольников обычные взрослые ноты – слишком мелкие. И чтобы не портить глаза, вам придется некоторое время переписывать их, делая крупными.

Но если уж вы решили переходить к настоящим нотам, вам надо будет подробно знакомить детей с длительностями и многими другими музыкальными премудростями.

Если ребенок пошел в музыкальную школу или начал заниматься музыкой с преподавателем, ему, естественно, придется выучить ноты и массу музыкальных знаков. Чтобы этот процесс прошел более или менее безболезненно, надо превратить его в игру.

Можно рекомендовать родителям сделать ребенку музыкальное лото или домино. Развесить подсказывающие плакаты на стенах в его комнате, а еще лучше во всей квартире, чтобы они чаще попадались ребенку на глаза.

Список использованной литературы

1. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. - 224 с.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Мы со звуками играем. Звук [С]» .

Консультация для детей младшего дошкольного возраста «Игры, развивающие мелкую моторику» Несомненно, большая часть игр, так или иначе развивает мелкую моторику. Игры и игрушки, такие как кубики, конструкторы, мозаики всех видов,.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?»Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что может ваш малыш?» Просматривая фотографии своего младшего сына и (по совместительству) воспитанника моей семейной группы, сделанные в осенний период, я решила.

Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Каждому ребенку необходимо разное количество часов.

Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет»Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Использование игры со звуками для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет. На.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками» Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».Блог. Лариса Гацко. Игра «Звукомор». Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка..

Проект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возраста Проект : «Мы играем в математику»Номинация: «Дошкольный возраст» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с о/в №10 Колмычек Юлия Викторовна.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2022 в 09:15
+339Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Играем со звуками и музицируем» для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонова (УИ 701386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД