ольга жернакова
Конструкт занятия по развитию речи «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт НОД по речевому развитию в подготовительной группе
Тема : «Русская матрешка».
Группа: подготовительная
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Учебно-методический комплекс:
Публикация «Конструкт занятия по развитию речи „Русская матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Конструирование, поделки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : мозаика-синтез, 2015;
ФГОС ДО;
Интернет ресурс;
Цель: Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке –символе русского народного искусства.
Задачи:
воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к устному народному искусству, игрушкам;
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуру речевого общения;
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их;
Способствовать воспитанию социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и педагогом, умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности;
Воспитывать у детей культуру речевого общения;
Воспитывать уважительное отношение к ответам других.
обучающие:
Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
Вводить в словарь детей слова: передник, сарафан, ярмарка.
Способствовать развитию интереса детей к познанию окружающего мира.
Обогащать словарный запас детей по теме.
Формировать умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.
Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; согласовывать существительные с числительным.
развивающие :
Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
Тренировать аналитическое мышление, внимание, учиться выделять отличительные признаки путем сравнения;
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь дошкольников, способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
Развивать умение детей действовать согласованно;
Развивать воображение, фантазию, слуховое внимание и память;
Планируемые результаты:
Дети активно используют разные части речи точно по смыслу.
Проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности.
У детей развито восприятие, внимание, память, наблюдательность; дети проявляют умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки окружающего мира; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, проявляют умение анализировать и делают самоанализ; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, проявляют доброжелательное отношение; у детей развиты все компоненты устной речи;
Дети умеют находить нестандартные подходы к решению задач.
У детей обогатился словарный запас детей по теме.
У детей сформировано умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.
Дети проявляют умение в подборе прилагательных к существительному; согласовывать существительные с числительным.
Дети умеют действовать согласованно.
Дети проводят физ. минутку, соотносят слова с движениями, проявляют интерес к физическим упражнениям
Оборудование: игрушки, Матрешки, ноутбук, презентация, пять матрешек с заданиями.
Методы и приемы
-наглядные
-практические (дидактическая игра, труд детей)
- словесные (объяснения, пояснения)
Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, веселая, нарядная, красивая, разноцветная.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
Содержание и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Приобщение детей к социокультурным нормам, семьи, общества и государства;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
Воспитание через взаимодействие;
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта детей: игра, упражнение;
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение и порицание.
Методы обучения:
Выстраивание игрового, приключенческого сюжета
Словесные (объяснение, рассказ, беседа);
Практические (упражнения, практическая работа).
Демонстрация (иллюстрации)
Стимулирование занимательным содержанием
Создание ситуации успеха
План НОД:
1. Организационно – мотивационный этап
2. Практический этап
3. Физ. минутка
4. Актуализация знаний
5. Открытый конец
Ход НОД:
Этапы НОД Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Организационно- мотивационный
Задачи: смотивировать детей на предстоящую деятельность.
-Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
-Сегодня я приглашаю вас на ярмарку народных игрушек!
«Внимание, внимание, внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Веселись, честной народ,
В гости Ярмарка идёт!
Народ собирается –
Ярмарка начинается!»
-Ребята, а что такое ярмарка?
Дети: - Ярмарка - это место, куда люди приносят товары на продажу, сделанные своими руками. Это посуда, игрушки, вещи, продукты. Еще на ярмарке устраивали представления с песнями, танцами, играми, развлечениями.
Дети сосредотачивают внимание.
Дети знают и называют народные игрушки.
Проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности. Дети организованны и смотивированы на предстоящую деятельность.
Практический этап
Задачи: продолжать развивать все компоненты устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм, активного словаря;
Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.
Углубить и расширить знания детей о русской народной игрушке Матрёшке.
Развивать логическое мышление детей в игре «Да-нет-ка»
Обогатить словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета.
- Ребята, у нас сегодня выставка игрушек. Они вам знакомы. Назовите их. (Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др).
- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?
(Эти игрушки яркие, красивые, веселые.)
- Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?
(Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было). Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.
Игра с мячом «Игрушка какая?»
Игрушка из дерева какая? … (деревянная)
Игрушка из железа какая? ….
Игрушка из резины какая? ….
Игрушка из глины какая? ….
Игрушка из кожи какая? ….
Игрушка из железа какая? …
Игрушка из пластмассы какая? ….
Игрушка из плюша какая? ….
Игрушка из стекла какая? ….
Игрушка из олова какая? ….
-Вот какие разные бывают наши игрушки
А вот здесь еще одна народная игрушка. Она платком цветастым накрыта. Что это за игрушка?
Игра «Да-нет-ка»
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка).
– Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали – это русская матрешка. (Слайд.) И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая матрешка?
Ответы детей (яркая, нарядная, красивая).
- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?
- Что вы знаете о ней?
(Ответы и предположения детей.)
– Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. (Слайд.) Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера токарь – Василий Звездочкин-он выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин её расписал. Наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрена. (Слайд.)
– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?
Ответы детей: Матрешечка, Матренушка, Матронушка.
– Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы и предположения детей.
Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка.
И уже затем матрёшке рисуют одежду.
Дальше начинается роспись матрешки.
На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.
-Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск. (Слайд.)
- Во что одета матрёшка? И почему у неё не видно ног?
Дети:Раньше женщины носили длинные рубахи, сарафаны, поэтому у матрёшки не видно ног, платок на голове, передник, украшенный цветами и узорами.
Правильно, матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Расписной крестьянский сарафан, рубаха и передник.
-Ребята, матрешки очень веселые, они любят играть. Давайте сейчас и мы с вами поиграем. Дети высказывают предположения.
Дети участвуют в групповом действии.
Дети сосредотачивают внимание.
Дети вовлечены в игровую ситуацию.
Дети садятся на стульчики.
Дети высказывают предположения.
Внимательно слушают.
У детей развито восприятие, внимание, память, наблюдательность, логическое мышление; дети проявляют умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки ; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, проявляют умение анализировать и делают самоанализ; активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, проявляют доброжелательное отношение; у детей развиты все компоненты устной речи; У детей расширились знания о русской народной игрушке Матрёшке.
Дети познакомились с историей возникновения матрешки на Руси.
Упражняются в подборе прилагательных к существительному. Расширен словарный запас детей: сарафан, передник.
Физминутка
Задача: снять умственное и мышечное напряжение детей. Закреплять умение соотносить слова с движениями.
Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)
Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)
Мы ногами топаем, (ногами попоем)
Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)
Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)
После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)
Дети демонстрируют физическую активность. У детей снято умственное и мышечное напряжение детей. Закрепили умение соотносить слова с движениями.
Актуализация знаний
Задача: Приготовить артикуляционный аппарат перед работой.
Формировать умение описывать предмет используя схему. Формировать умение подбирать прилагательные к существительным, согласовывать существительные с числительным.
Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь дошкольников.
Воспитывать умение слушать других, не перебивая их;
Развивать логическое мышление в игре «Аналогии».
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и педагогом, умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности. - А каких матрёшек вы знаете?
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
- У каждой подружки есть для вас задания.
Задание 1
Рассказать скороговорку (темп речи – быстрый, медленный)
У крошки – матрешки
Пропали сережки,
Сережа сережки
Нашел на дорожке.
Задание
Задание
«Посчитай слова от 1 до 5»
Платок
Сарафан
Рубаха
Деревянная матрешка
Задание
Ребята, игрушек много на ярмарке, но как же мы будем покупать игрушки без денег?
(дети предлагают свои варианты ответов)
Верно, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке.
Кто нам нужен для этой игры?
(продавец и покупатель)
Сейчас мы разделимся на пары. Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто - продавец.
Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).
Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т. д.
Д/И «Угадай по описанию» - Чтобы купить игрушку, нужно выполнить условие: не называть игрушку, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст.
Задание
Игра «Аналогии»
Матрешка приготовила для вас яблочки, да не простые, а с картинками. Их нужно выстроить в цепочку по смыслу.
Игра «Гори-гори ясно» Дети играют со словами, вовлечены в игровую ситуацию.
Говорят скороговорку.
Дети активно играют, осуществляют взаимоконтроль
Дети проявляют изобретательность, высказывают собственные суждения.
взаимодействуют друг с другом и педагогом.
Дети проявляют изобретательность, высказывают собственные суждения; У детей подготовлен артикуляционный аппарат к работе. Упражнялись отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); Согласовывают существительные с числительным. Сформировано у детей умение описывать предмет используя схему. Развито логическое мышление посредством игры «Аналогии». Дети умеют слушать других, не перебивая их;
Дети умеют находить нестандартные подходы к решению задач.
Сформированы дружеские взаимоотношения между детьми и педагогом. Дети умеют самостоятельно объединяться для совместной деятельности.
Открытый конец. Задача: выявить успехи усвоения детьми поставленных задач, смотивировать детей на дальнейшую деятельность. Воспитатель:
-Что нового узнали о народной игрушке?
- Что большего всего понравилось?
- Что было трудно для вас?
Воспитатель:
На ярмарке принято дарить подарки. Наша гостья тоже приготовила вам свой подарочек.
За вашу работу наша самая большая матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек. (достает из большой матрешки раскраски). Взаимодействуют друг с другом и педагогом.
Дети проявляют изобретательность, высказывают собственные суждения; Дети анализируют наиболее яркие моменты путешествия, проявляют положительные эмоции.