МААМ-картинки

Конструкт занятия по развитию речи «Русская матрёшка»

ольга жернакова
Конструкт занятия по развитию речи «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конструкт НОД по речевому развитию в подготовительной группе

Тема : «Русская матрешка».

Группа: подготовительная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Учебно-методический комплекс:

Публикация «Конструкт занятия по развитию речи „Русская матрёшка“» размещена в разделах

Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : мозаика-синтез, 2015;

ФГОС ДО;

Интернет ресурс;

Цель: Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке –символе русского народного искусства.

Задачи:

воспитательные:

Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к устному народному искусству, игрушкам;

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуру речевого общения;

Воспитывать умение слушать других, не перебивая их;

Способствовать воспитанию социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и педагогом, умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности;

Воспитывать у детей культуру речевого общения;

Воспитывать уважительное отношение к ответам других.

обучающие:

Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

Вводить в словарь детей слова: передник, сарафан, ярмарка.

Способствовать развитию интереса детей к познанию окружающего мира.

Обогащать словарный запас детей по теме.

Формировать умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; согласовывать существительные с числительным.

развивающие :

Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;

Тренировать аналитическое мышление, внимание, учиться выделять отличительные признаки путем сравнения;

Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь дошкольников, способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;

Развивать умение детей действовать согласованно;

Развивать воображение, фантазию, слуховое внимание и память;

Планируемые результаты:

Дети активно используют разные части речи точно по смыслу.

Проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности.

У детей развито восприятие, внимание, память, наблюдательность; дети проявляют умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки окружающего мира; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, проявляют умение анализировать и делают самоанализ; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, проявляют доброжелательное отношение; у детей развиты все компоненты устной речи;

Дети умеют находить нестандартные подходы к решению задач.

У детей обогатился словарный запас детей по теме.

У детей сформировано умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.

Дети проявляют умение в подборе прилагательных к существительному; согласовывать существительные с числительным.

Дети умеют действовать согласованно.

Дети проводят физ. минутку, соотносят слова с движениями, проявляют интерес к физическим упражнениям

Оборудование: игрушки, Матрешки, ноутбук, презентация, пять матрешек с заданиями.

Методы и приемы

-наглядные

-практические (дидактическая игра, труд детей)

- словесные (объяснения, пояснения)

Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, веселая, нарядная, красивая, разноцветная.

Принципы дошкольного образования (ФГОС) :

Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

Содержание и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Приобщение детей к социокультурным нормам, семьи, общества и государства;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

Воспитание через взаимодействие;

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей: игра, упражнение;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение и порицание.

Методы обучения:

Выстраивание игрового, приключенческого сюжета

Словесные (объяснение, рассказ, беседа);

Практические (упражнения, практическая работа).

Демонстрация (иллюстрации)

Стимулирование занимательным содержанием

Создание ситуации успеха

План НОД:

1. Организационно – мотивационный этап

2. Практический этап

3. Физ. минутка

4. Актуализация знаний

5. Открытый конец

Ход НОД:

Этапы НОД Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

Организационно- мотивационный

Задачи: смотивировать детей на предстоящую деятельность.

-Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

-Сегодня я приглашаю вас на ярмарку народных игрушек!

«Внимание, внимание, внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Веселись, честной народ,

В гости Ярмарка идёт!

Народ собирается –

Ярмарка начинается!»

-Ребята, а что такое ярмарка?

Дети: - Ярмарка - это место, куда люди приносят товары на продажу, сделанные своими руками. Это посуда, игрушки, вещи, продукты. Еще на ярмарке устраивали представления с песнями, танцами, играми, развлечениями.

Дети сосредотачивают внимание.

Дети знают и называют народные игрушки.

Проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности. Дети организованны и смотивированы на предстоящую деятельность.

Практический этап

Задачи: продолжать развивать все компоненты устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм, активного словаря;

Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

Углубить и расширить знания детей о русской народной игрушке Матрёшке.

Развивать логическое мышление детей в игре «Да-нет-ка»

Обогатить словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета.

- Ребята, у нас сегодня выставка игрушек. Они вам знакомы. Назовите их. (Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др).

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

(Эти игрушки яркие, красивые, веселые.)

- Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

(Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было). Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Игра с мячом «Игрушка какая?»

Игрушка из дерева какая? … (деревянная)

Игрушка из железа какая? ….

Игрушка из резины какая? ….

Игрушка из глины какая? ….

Игрушка из кожи какая? ….

Игрушка из железа какая? …

Игрушка из пластмассы какая? ….

Игрушка из плюша какая? ….

Игрушка из стекла какая? ….

Игрушка из олова какая? ….

-Вот какие разные бывают наши игрушки

А вот здесь еще одна народная игрушка. Она платком цветастым накрыта. Что это за игрушка?

Игра «Да-нет-ка»

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

– Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали – это русская матрешка. (Слайд.) И она пришла к нам в гости. Посмотрите, какая матрешка?

Ответы детей (яркая, нарядная, красивая).

- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?

- Что вы знаете о ней?

(Ответы и предположения детей.)

– Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. (Слайд.) Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера токарь – Василий Звездочкин-он выточил первую матрешку, а художник Сергей Малютин её расписал. Наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрена. (Слайд.)

– Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?

Ответы детей: Матрешечка, Матренушка, Матронушка.

– Молодцы, ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешку?

Ответы и предположения детей.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка.

И уже затем матрёшке рисуют одежду.

Дальше начинается роспись матрешки.

На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.

-Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск. (Слайд.)

- Во что одета матрёшка? И почему у неё не видно ног?

Дети:Раньше женщины носили длинные рубахи, сарафаны, поэтому у матрёшки не видно ног, платок на голове, передник, украшенный цветами и узорами.

Правильно, матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Расписной крестьянский сарафан, рубаха и передник.

-Ребята, матрешки очень веселые, они любят играть. Давайте сейчас и мы с вами поиграем. Дети высказывают предположения.

Дети участвуют в групповом действии.

Дети сосредотачивают внимание.

Дети вовлечены в игровую ситуацию.

Дети садятся на стульчики.

Дети высказывают предположения.

Внимательно слушают.

У детей развито восприятие, внимание, память, наблюдательность, логическое мышление; дети проявляют умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки ; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, проявляют умение анализировать и делают самоанализ; активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, проявляют доброжелательное отношение; у детей развиты все компоненты устной речи; У детей расширились знания о русской народной игрушке Матрёшке.

Дети познакомились с историей возникновения матрешки на Руси.

Упражняются в подборе прилагательных к существительному. Расширен словарный запас детей: сарафан, передник.

Физминутка

Задача: снять умственное и мышечное напряжение детей. Закреплять умение соотносить слова с движениями.

Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)

Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)

Мы ногами топаем, (ногами попоем)

Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)

Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)

После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)

Дети демонстрируют физическую активность. У детей снято умственное и мышечное напряжение детей. Закрепили умение соотносить слова с движениями.

Актуализация знаний

Задача: Приготовить артикуляционный аппарат перед работой.

Формировать умение описывать предмет используя схему. Формировать умение подбирать прилагательные к существительным, согласовывать существительные с числительным.

Развивать связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь дошкольников.

Воспитывать умение слушать других, не перебивая их;

Развивать логическое мышление в игре «Аналогии».

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и педагогом, умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности. - А каких матрёшек вы знаете?

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

- У каждой подружки есть для вас задания.

Задание 1

Рассказать скороговорку (темп речи – быстрый, медленный)

У крошки – матрешки

Пропали сережки,

Сережа сережки

Нашел на дорожке.

Задание

Задание

«Посчитай слова от 1 до 5»

Платок

Сарафан

Рубаха

Деревянная матрешка

Задание

Ребята, игрушек много на ярмарке, но как же мы будем покупать игрушки без денег?

(дети предлагают свои варианты ответов)

Верно, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке.

Кто нам нужен для этой игры?

(продавец и покупатель)

Сейчас мы разделимся на пары. Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто - продавец.

Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).

Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т. д.

Д/И «Угадай по описанию» - Чтобы купить игрушку, нужно выполнить условие: не называть игрушку, а описать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст.

Задание

Игра «Аналогии»

Матрешка приготовила для вас яблочки, да не простые, а с картинками. Их нужно выстроить в цепочку по смыслу.

Игра «Гори-гори ясно» Дети играют со словами, вовлечены в игровую ситуацию.

Говорят скороговорку.

Дети активно играют, осуществляют взаимоконтроль

Дети проявляют изобретательность, высказывают собственные суждения.

взаимодействуют друг с другом и педагогом.

Дети проявляют изобретательность, высказывают собственные суждения; У детей подготовлен артикуляционный аппарат к работе. Упражнялись отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); Согласовывают существительные с числительным. Сформировано у детей умение описывать предмет используя схему. Развито логическое мышление посредством игры «Аналогии». Дети умеют слушать других, не перебивая их;

Дети умеют находить нестандартные подходы к решению задач.

Сформированы дружеские взаимоотношения между детьми и педагогом. Дети умеют самостоятельно объединяться для совместной деятельности.

Открытый конец. Задача: выявить успехи усвоения детьми поставленных задач, смотивировать детей на дальнейшую деятельность. Воспитатель:

-Что нового узнали о народной игрушке?

- Что большего всего понравилось?

- Что было трудно для вас?

Воспитатель:

На ярмарке принято дарить подарки. Наша гостья тоже приготовила вам свой подарочек.

За вашу работу наша самая большая матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек. (достает из большой матрешки раскраски). Взаимодействуют друг с другом и педагогом.

Дети проявляют изобретательность, высказывают собственные суждения; Дети анализируют наиболее яркие моменты путешествия, проявляют положительные эмоции.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка»Фотоотчёт о проведении познавательного занятия «Русская матрёшка» Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Колобок» Программное содержание: - вызвать интерес к сказке «Колобок»; - учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого; - развивать внимание,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка» Программное содержание: - вызвать.

Конспект открытого интегрированного занятия в первой младшей группе «Русская матрёшка» МДОУ д/с общеразвивающего вида «Берёзка» п. Новая Игирма Конспект открытого интегрированного занятия в 1 младшей группе «Вишенка» Тема: «Русская.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Русская изба Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Русская изба Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно.

Мастер-класс «Русская Матрёшка» в подготовительной группеМастер-класс «Русская Матрёшка» в подготовительной группе Мастер-класс "Русская Матрёшка".Цареградская Анна Сергеевна. Подготовительная группа. С детьми подготовительной группы реализую проект.

Проект «Русская матрёшка»Проект «Русская матрёшка» Цель проекта: Расширить представления детей о национальной русской игрушке Матрешке Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта:.

Проект «Русская матрёшка». Часть вторая 2.2 КАК БУДЕТ ДОСТИГАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА? Проект разделён на три этапа: ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Задача этапа: анализ ситуации,.

Отчёт по проекту «Русская матрёшка» Отчёт по проекту «Русская матрёшка». Тема проекта: «Русская матрёшка». Актуальность: Проблема заключается в том, что в наше время достаточно.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Русская матрёшка» во вспомогательном классе ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ «АДЫГЕЙСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструкт занятия по развитию речи «Русская матрёшка»
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 17:03
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструкт занятия по развитию речи «Русская матрёшка»» (включая файлы) размещена пользователем ольга жернакова (УИ 1070598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД