Зульфия Мезенцева
Проект «Русская матрёшка». Часть вторая
▼ Скачать + Заказать документы
2.2 КАК БУДЕТ ДОСТИГАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА?
Проект разделё н на три этапа:
ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задача этапа: анализ ситуации, определение основных его целей, формирование патриотическое сознания традиций и обычай, декоративно – прикладном искусство, расширение представлений о народной игрушке - матрешке, формировать чувства национальной гордости, уважение к истории и культуре родного края.
Публикация «Проект „Русская матрёшка“, Часть вторая» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Мной был составлен перспективный план работы, где я учитывала возрастные особенности детей, их желания и потребности, а также определила сроки проекта. Так же были составленные конспекты занятий, бесед, викторин, была подобрана картотека подвижных, словесных игр, подобрана детская художественная литература, изготовлен альбом: «История возникновения матрёшки», презентация: «Виды матрёшек», «Современные матрёшки», «Технология изготовления матрёшки».
В ходе реализации проекта, мною были созданы дидактические игры: «Сложи матрешку», «Матрешки –путешественницы», «Угадай по описанию», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Чудесный мешочек», «Отгадай роспись матрешки», «Разложи и собери матрёшек вместе».
Предлагались задания не только детям, но и их родителям участвовать в творческом конкурсе: «Моя русская матрешка». В ходе проекта мы оформляли мини - музей «Русская матрешка», результаты исследований, детские впечатления отражали в детских рисунки, проводились беседы, придумывали словесные, дидактические игры. Совместно с детьми сочиняли сказки: «Путешествие русской матрешки», рассказы: «Какие игрушки играли ваши родители, бабушки, дедушки», «Рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки» и т. д.
ВТОРОЙ ЭТАП : ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи этапа:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и
росписи матрешек;
3. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям,
символам;
4. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса;
5. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества, чувство
патриотизма, уважения к традициям русского народа.
ТРЕТИЙ ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Задачи этапа:
1. Оформление групповой экспозиции мини-музея «Русская матрёшка»;
2. Поднять уровень мотивации коллективных достижений детей;
3. Сформировать основы патриотического воспитание, развить познавательный
интерес к культуре России, ее традициям, символам;
4. Вовлечь родителей в совместную с МАДОУ нравственную патриотическую –
ориентированную деятельность;
1 часть. ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
В данной практике работы, знакомя детей с русской народной игрушкой матрешка, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического взаимодействия.
Мной используется следующие виды наглядных материалов на электронных носителях:
– звуковые материалы - это записи русских народных песен, потешек и т. д;
– экранные материалы - это слайды, т. е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
– мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об разновидности русской матрешки. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
– мультимедийные компьютерные игры - включаю как в содержание занятий по ознакомлению с декоративно – прикладному искусству, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры;
– Медиа занятия, которые провожу в группе с применением ноутбука или в музыкальном зале;
Погружение в проблему:
- Показ презентаций: «Русская матрешка», «Технология изготовления матрёшки», «Виды матрёшек», «Современные матрёшки»;
- Беседы: «Матрёшка- любимая игрушка», «Матрешка - национальное культурное наследие России», «Почему матрешку называют сувениром», «Откуда появилась матрешка?», «О труде художника», «Эти разные матрешки»;
- Подбор художественной литературы, методической литературы, открыток, DVD-дисков, наглядно-дидактических пособий.
• Просмотр учебных мультфильмов: «Секрет матрешки», «Жили-Были матрешки»;
• Сюжетно ролевые игры: «Куколки-сестрички», «Магазин матрёшек», Экскурсия в
мини – музей «Русская Матрешка», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка»;
• Музыкальная деятельность записи: Песни русские народные, потешки, игры –
хороводы;
• Акции: «Берёзкины слезки»;
• Выставка совместных работ: «Семейная матрёшка»;
• Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по
теме проекта : «Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в
развитии детей», «Игры с матрешкой для детей постарше».
2 часть. ВТОРОЙ ЭТАП : ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Для побуждения интереса у детей к народному прикладному искусству я использовала следующие формы организации работы по проекту, а именно:
Раздел программы Виды детской деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: формирование представлений детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов, развитие интереса к народному творчеству.
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения матрёшки, процессом её изготовления, показать разнообразие в оформлении матрешки, в зависимости от места изготовления (семёновской, загорской, полхов – майданской матрёшки). Формировать элементы патриотического и эстетического воспитания. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать у детей бережное отношение к игрушке – матрешке, любовь к изделиям народных мастеров и труду.
1. «Вот какая русская игрушка!»;
2. «История возникновения матрёшки»;
3. «Технология изготовления матрёшки»;
4.«Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»);
Беседы: «Откуда появилась матрешка?», «Эти разные матрешки».
Просмотр презентаций: «История матрешки», «Русская матрешка».
ОПЫТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира. Задачи: Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно исследовательскую деятельность. Развивать восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки, умения устанавливать простейшие связи между предметами, делать простейшие обобщения. Воспитывать любознательность.
1.«Для чего людям необходимо знать свойства предмета?»;
2. «Изучение свойств дерева».
Опытно -исследовательский деятельность: изучение художественную литературу, поиск информации в детских энциклопедиях (совместно с родителями);
Мы исследователи: «Найди предметы, сделанные из дерева», «Сравнение матрешек - загорской, семеновскую и полхов – мойданскую».
Опыт: «Какой материал прочнее деревянный или металлический?», «Что легче в обработке дерево или металл?», «Определите настроение дерева и покажите соответствующий смайлик» – экспериментирование.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЯ С. Н. НИКОЛАЕВА
Цель: Обогащать знание детей о различных парод деревьев. Познакомить детей с понятиями «Русская красавица - березка».
Задачи: Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки). Способствовать развитию навыков наблюдательности, развивать партнёрские отношения в совместной деятельности. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру.
Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе.
1. «Путешествие матрешки по пяти континентам» (расширять кругозор о видах матрешки, использовании различных материалов при изготовлении матрешки);
2. «Люблю березку русскую».
Цикл наблюдений: за деревьями;
Рассматривание : картин, фотографий, иллюстраций;
Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт»;
Акция: «Берёзкины слезки».
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей. Развивать общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. Формировать умение выполнять правила игры, способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.
Сюжетно-ролевые игры: «Куколки-сестрички», «Магазин матрёшек», Экскурсия в мини – музей «Русская Матрешка», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка»;
Дидактические игры: «Сложи матрешку», «Русские узоры», «Разложи матрешки от самой маленькой, до самой высокой», «Чудесный мешочек», «Матрешки –путешественницы», «Угадай по описанию», «Отгадай роспись матрешки», «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки»;
Словесные игры: «Назови ласково», «Закончи предложение», «Кто больше слов скажет?», «Опиши матрешку»;
Пальчиковая игра: «Мы – веселые матрешки», «Мы – матрешки», «Раз – матрешка, два – матрешка…»;
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Прививать интерес к декоративно – прикладному искусству. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи: Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов, уточнять и обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память. Воспитывать познавательный интерес, умение внимательно слушать педагога и сверстников, доброжелательное отношение к окружающему миру.
1. «Составление творческого рассказа о матрешке»;
2. «Придумывание загадок о матрёшке»;
3. Разучивание стихотворения С. Маршак «Восемь кукол деревянный…»;
4. Чтение сказки Ирис Ревю «Сказка на ночь про матрешек».
Творчество детей: составление рассказа: «В какие игрушки играли ваши родители?», «Рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки»;
Создание альбома: «Виды матрешек», «История возникновения матрёшки»;
Беседы: «Матрешка -национальное культурное наследие России», «О труде художника», «Почему матрешку называют сувенир»;
Рассматривание альбома : изображений разных матрешек.
Разучивание с детьми: пальчиковой гимнастики, физкультминуток, частушек о матрешках.
Чтение художественной литературы:
Задачи: Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. Развивать память, мышление, речь.
Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.
Пословицы, поговорки, народные приметы: «Щеголь Матрешка : полтора рубля застежка», «Из одной скорлупочки матрёшки вышли в юбочке», «Работа хороша, если в ней польза и душа», «По ремеслу и промысел», «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся», «Люби дело – мастером будешь», «Дело мастера боится»;
Потешки: В. Берестов «Матрешкины потешки», «Мы веселые матрешки», «Очень любят все матрешки», «Ой, да мы матрешки, мы матрешки», «Хлебом-солью всех встречаем»;
Считалочка: «Мы — красавицы матрёшки»;
Чтение сказок: Ирис Ревю «Сказка на ночь про матрешек», Надежда Стецюк «Сказка о матрешках»;
Чтение стихов: А. Кулешова «Кукла славная — матрешка», З. Медведева «У меня матрешка есть, новая игрушка», С. Маршак «Восемь кукол деревянный…», Э. Успенский «Сидела в матрешке другая матрешка», О. Киселева «Матрешка с Полховского Майдана», «Семеновская матрешка», «Матрёшки из Сергиева Посада», «Вятская матрешка», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Иванов «Барышня - матрешка»;
Просмотр познавательные мультики: «Секрет матрешки», «Жили-Были Матрешки».
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, изучение художественных элементов, росписей.
Задачи: Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные). Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, развивать чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях. Воспитывать самостоятельность, учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Лепка: «Хоровод матрешек», «Матрена из соленого теста»;
Рисование: «Украсим сарафан матрешке», пластилиновая живопись -«Красавицы- подружки», декоративное рисование- «Мы весёлые матрёшки, хороши у нас одёжки», «Народная игрушка»;
Аппликация: «Детская авторская матрёшка»;
Конструирование из бумаги способом оригами: «Веселые матрешка»;
Ручной труд: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки» (в качестве приглашения на праздник – 8 марта).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
Задачи: Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.
Подвижные игры: «У кого в руках матрёшка», «Бегите к матрешке», «Раз, два, три матрешку найди», «Шли матрешки по дорожке», «Добрось мяч до матрешки», «Матрешки и карусели»;
Хороводная игра: «Бабушка Маланья», «Матрешечка - матрешка», «Мы – веселые матрешки», «Самовар», «Аленький платочек», «Русская красавица».
3 часть : РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Проект вызвал большой интерес у детей, а затем у родителей. Родители принимали активное участие в проекте, а именно:
1. Благодаря совместному творчеству детей с родителями был создан альбом,
куда вошла информация, собранная воспитанниками, педагогами и
родителями;
2. Участие в творческом конкурсе: «Семейная матрешка», детские работы
совместные с родителями стали страничками в альбоме: «Семейная матрешка»;
3. Помощь в изготовление дидактических игр о знакомстве декоративной росписи
позволяющие закреплять полученную в ходе поиска информацию, как в
совместной, так и в самостоятельной деятельности;
4. Помощь в оформление мини – музея: «Русская матрешка», способствовать
формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им
практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии
способности видеть мир глазами ребенка;
5. Участие в акциях : «Подари детскую книжку в книжный уголок».
4 часть : РАБОТА С СОЦИУМОМ:
Центральная библиотека:
Тема: «Почему куклу назвали Матрешкой?»
Цель: познакомить детей с матрёшкой, формировать познавательные, творческие интересы детей к народной игрушке, традициям связанных с изготовлением, росписью матрешки, воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Работа по музейно – образовательной программе:
Тема: «Народные промыслы и ремесла»
Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к своей «малой» Родине, уважительное отношение к труду взрослых, познакомить детей с характерными для края промыслами и ремеслами, в игровой форме закреплять знания о характерных трудовых операциях ремесленников.
ТРЕТИЙ ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Промежуточный мониторинг нравственного патриотического воспитания;
2. Анализ результативности;
3. Оформление и обработка материалов проекта;
4. Презентация проекта для педагогов МАДОУ, сообщение из опыта работы
по проекту «Русская матрешка»;
5. Выставка совместных рисунков детей и родителей в МАДОУ: «Семейная
матрешка»;
6. Оформление мини - музея «Русская матрешка»;
7. Распространения накопленного материала по инновационном деятельности среди
педагогов МАДОУ;
8. Презентация проекта детьми на родительском собрании.
К концу проекта мной был сделан срез знаний у воспитанников, дети показали большие знания в данной области. Образовательная область: «Познавательное развитие» по ФГОС по программе «От рождения до школы под редакции Н. Е. Вераксы
В заключении хочется сказать, что мы достигли цели проекта :
- Дети узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
- Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусств
Исходя из изложенного можно сделать вывод:
Во-первых, эта работа принесла всем удовольствие от творческой работы.
Во-вторых, все ребята нашей группы теперь уверенно смогут дать ответ, откуда в России появилась матрёшка, убедились в том, что матрёшка- это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни.
И в-третьих - мы получили продукт нашего исследования, которым могут воспользоваться воспитатели и ребята. Мы считаем, что это исследование во многом пополнило наши знания. Для нас эта работа была интересной и поучительной. О русской матрешке мы узнали очень много. Главное мы поняли, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям. Своими знаниями и впечатлениями мы поделилась с родителями, ребятами из группы «Незабудка» и остались довольны своей работой.